«Страховой сектор не находился в кризисе»

Опубликовано
Основная проблема страхового рынка – это поведение самих компаний. Об этом, а также о других аспектах реалий страховщиков рассказал «Къ» председатель правления АО «Нефтяная страховая компания» Жаркын Альжанов.

Основная проблема страхового рынка – это поведение самих компаний. Об этом, а также о других аспектах реалий страховщиков рассказал «Къ» председатель правления АО «Нефтяная страховая компания» Жаркын Альжанов.

– Казахстан сейчас находится на этапе посткризисного развития, где компании строят новую стратегию. Скажите, какие акценты поставила ваша компания на этот период?

– Если честно, то кризис нас сильно и не тронул, поэтому и посткризисного периода для нас тоже нет. Вообще страховой сектор не находился в кризисе, конечно, спрос на продукты немного снизился, но назвать это кризисом нельзя. Компания в последние два года показывала рост на 10-15%. Данный момент для нас – стадия зрелого роста, поэтому мы уделяем особое внимание качеству наших услуг. На сегодняшний день НСК является одним из лидеров розничного страхования, и поэтому наша задача не только повысить долю на рынке, но и за счет качества удержать свои позиции.

– Но все же компания во время кризиса вносила кое-какие корректировки в свою деятельность?

– В Казахстане страхование не развито, и объемы данного сектора ничтожно малы, особенно если сравнивать с Европой и США. Следовательно, у страхования в РК потенциал огромный. Во время кризиса у банков и других секторов сужается рынок, а страховщики еще не заняли своего места. Таким образом, даже в сжатом рынке у нас есть большой потенциал. Кризис нас не коснулся, так как у нас были возможности для дальнейшего роста. Поэтому каких-то конкретных корректировок мы не вводили, а продолжали осваивать новые рынки. Естественно, пришлось немного снизить свои расходы, но это не носило массовый характер.

– Вы говорили, что сейчас рынок страхования не полностью занят и поэтому данная сфера находится на стадии освоения. Как вы думаете, когда эта стадия закончится?

– Об этом говорить очень сложно, и тем более давать какие-нибудь прогнозы, слишком много факторов на это влияет. Чтобы дойти до уровня нашего ближайшего соседа, России, потребуется примерно 10 лет. За это время должна поменяться ментальность у людей и у предприятий.

– А какие у вас планы по расширению агентской сети?

– Если говорить о рознице, то проникновение по Казахстану на достаточно высоком уровне, так у нас около 550 точек продаж, но в основном эти точки связаны с продажей полюсов обязательного страхования автотранспорта. Сейчас мы переходим на следующую ступень, и увеличиваем ассортимент услуг, оказываемых этими точками продаж.

– Как обстоят дела с добровольным страхованием?

– Особого спроса по этому виду продукта нет. Это самая больная тема для страховщиков. Ни одна компания не специализируется по этому виду страхования, уже это одно говорит о его неразвитости. В докризисный период были какие-то движения по добровольному страхованию, но они были ложными. Так как в этот период банки активно кредитовали, и имели множество дочерних страховых компаний, то они занимались перекрестными продажами, страхуя определенное имущество во время процедуры выдачи кредитов. Именно эта схема создавала видимость, что добровольное страхование растет. Но мы ведь понимаем – это нельзя назвать добровольным страхованием. Реального роста в таком объеме не было. В данный момент население не понимает необходимости страхования. Чтобы как-то исправить положение вещей, наша компания вместе с рядом других страховых организаций проводит образовательные мероприятия – люди должны понимать сущность страхования. Для этого нужно, чтобы они сталкивались со страховыми случаями сами, понимали, как можно было бы избежать расходов.

– Как мы видим, у страхового рынка есть ряд проблем, которые нужно решать, и возможно, даже совместными силами, но у страховщиков до сих пор нет своей ассоциации. Как вы думаете, почему? Ведь создание данной ассоциации могло бы ускорить решение многих вопросов?

– У нас есть Ассоциация финансистов, в которую входят страховые компании. Конечно, отдельная ассоциация была бы полезна, но процесс создания находится только на стадии обсуждения. Просто раньше в ней не было надобности, так как большинство компаний – дочки банков и уже представляли интересы своей группы в Ассоциации финансистов Казахстана. Тогда создание отдельной ассоциации лишь дублировало бы одних и тех же людей. Сейчас, когда зависимость от банковского сектора заметно снизилась, актуальность в отдельной ассоциации появилась.

– А какие факторы в данный момент являются помехами на пути развития страхового рынка?

– Основная проблема – поведение самих страховых компаний. Например, банкротство «Алтын полис» одним действием разрушило все наши старания по укреплению доверия среди населения. Конечно, это событие отпугнуло многих людей, а возвратить доверие к страхованию будет не так легко. Другая проблема нашего рынка – фальшивые полюса, которые, во-первых, не дают нам заработать, во-вторых, отпугивают потребителей. Увы, существенных комплексных мер по борьбе с этой проблемой нет. Конечно, страховые компании предпринимают определенные шаги, но они носят единичный характер. Сейчас ведутся попытки привлечь к этой борьбе дорожную полицию. Но чаще всего люди, покупающие фальшивые полюса, знают о их недействительности, так как они намного дешевле. Для этих людей полюса обязательного страхование это, в первую очередь, не защита от риска, а бумага, которую они показывают дорожной полиции. Грубо говоря, фальшивые полюса в таком объеме существует не благодаря поддельшикам, а благодаря спросу на них. Тут мы опять упираемся в проблемы финансовой грамотности и ментальности населения. Со временем они должны сами по себе исчезнуть, но это не значит, что сейчас с ними не нужно бороться.

– Обязательное страхование в Казахстане стало локомотивом страхового сектора, а добровольное страхование – лишь малый его придаток. Как вы думаете, почему так сложилось?

– Мы развивались в условиях разрушенной страховой системы, после того как от Советского союза ничего по этому рынку не получили, вся система осталась в России. Тогда, во второй половине 90-х, мы начали все строить заново. А чтобы строить страховой бизнес нужен капитал. И средств из собственного капитала тут недостаточно, нужно аккумулировать внушительную сумму, чтобы компания действительно могла свободно осуществлять страховую деятельность. Обязательное страхование помогает капитализироваться, но страховщикам все еще нужно время, чтобы выйти на полную мощность.

Читайте также