Революция Эйфмана в ГАТОБ

Опубликовано
Репертуар Театра оперы и балета им. Абая пополнился уникальным балетом «Красная Жизель». Значимости событию добавляет и то, что постановкой руководил сам автор балета – знаменитый хореограф Борис Эйфман.

Репертуар Театра оперы и балета им. Абая пополнился уникальным балетом «Красная Жизель». Значимости событию добавляет и то, что постановкой руководил сам автор балета – знаменитый хореограф Борис Эйфман.

Борис Эйфман – культовое имя в балетном искусстве. Преступив через множество балетных табу, Эйфман дерзко соединил классический балет с авангардным, а этот синтез, в свою очередь, с акробатикой, художественной гимнастикой, драматической экспрессией, кино, цветом, светом и, наконец, словом.

Эйфман уверен, что балет может передавать и тончайшие нюансы человеческой психики, и высочайший накал трагедии. Более того, балет может быть даже философским.

«Красная Жизель» однозначно может быть названа философским, а также политическим и психологическим балетом. Эта постановка посвящена великой русской балерине Ольге Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную жизнь. История гениальной балерины уже была однажды воплощена на экране в кинофильме «Мания Жизели».

Лучшая исполнительница партии Жизели в дореволюционном Мариинском театре Спесивцева настолько глубоко вошла в образ своей героини, что уже не смогла вернуться обратно. Судьба Жизели стала и ее судьбой. Возможно, сумасшествие слилось в ее сознании с революционным террором и красным Петроградом. Но и эмиграция принесла ей только разочарования, усугубив болезнь.

В постановке ГАТОБ Спесивцеву-Жизель танцует прима Сауле Рахмедова, в других ролях также задействован звездный состав: Куралай Саркытбаева, Дмитрий Сушков, Фархад Буриев, Амир Жексекенбек.

Борис Эфман привез с собой интернациональную команду помощников: художник-постановщик Мартинс Вилькарсис из Риги, художник по свету Игорь Капустин из Таллина, художник по костюмам Вячеслав Окунев, уже известный алматинскому зрителю своими работами в ГАТОБ.

Хореография в «Красной Жизели» сочетает в себе несое-динимое: классический балет на пуантах и пародию, спирали и скольжения, эротику и целомудрие. Хореографический язык, с которым работает Эйфман, очень богат и символичен. Вот это вместе с удивительным слиянием музыки Чайковского, Бизе и Шнитке объясняет громкий успех спектакля в России и за рубежом.

Какой получилась «Красная Жизель» в Алматы, «Къ» расскажет совсем скоро. Пока же стоит отметить, что ожидания от постановки у наших теат-ралов самые фантастические, раскупленные задолго до премьерных спектаклей билеты – тому подтверждение.

Авторский подходВ 1977 году известному уже тогда постановщику удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте. Театр Эйфмана изначально возник как авторский, как театр одного хореографа. Первые спектакли были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет «Бумеранг» на музыку Д. Маклафлина, «Искушение» по композициям группы Yes, «Двухголосие» по песням Pink Floyd.

Читайте также