Четыре дня с Гришковцом

Опубликовано
В Алматы прошли гастроли, пожалуй, самого известного рассказчика российской театральной сцены Евгения Гришковца. В позапрошлом году мы уже удивлялись его умению подмечать философию в быту и важное в мелочах на спектаклях «ОдноврЕмЕнно» и «Дредноуты». В этот раз Гришковец привез спектакль для двоих «По По» и совсем новый «+1».

В Алматы прошли гастроли, пожалуй, самого известного рассказчика российской театральной сцены Евгения Гришковца. В позапрошлом году мы уже удивлялись его умению подмечать философию в быту и важное в мелочах на спектаклях «ОдноврЕмЕнно» и «Дредноуты». В этот раз Гришковец привез спектакль для двоих «По По» и совсем новый «+1».

Какими только определениями не пытались критики наградить Евгения Гришковца, но более всего подходило «человек-театр». Его пьесы-монологи стали новым театральным жанром, а интонации и текст, пестрящий невероятными подробностями, комическими оборотами и призывами «почувствовать» – фирменным гришковцовским стилем. Его, как и все самобытное, пытаются перенять или спародировать, но пока последователей с той же долей таланта и яркости не появилось.

Гришковцу, провинциальному режиссеру, известному в узких профессиональных кругах, за очень короткий срок удалось превратиться во всеобщего любимца, отмеченного прессой, публикой и жюри самых престижных премий. Именно после пьесы «Как я съел собаку» о своей службе на флоте и ее представления на сцене Евгений стал культовым театральным персонажем. Пьеса же производила на зрителей такой эффект, что каждый слушающий был абсолютно уверен: «этот картавый мужчина» говорит именно о нем. Также было и с последующими спектаклями: «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты» и «Планета». Вроде как все про одно и то же и рассказывается всегда одинаково, но в каждом случае Гришковцу удавалось находить такую нишу, в которой еще прежде не было «почувствовано». Слово это, кстати, очень любимо актером-режиссером, он всегда обращается именно к чувственной стороне вопроса и, наверное, оттого находит контакт со зрителем, какой бы он ни был: скептический, циничный, прагматичный. Гришковец может зацепить каждого. Это своего рода терапия для возвращения радости жизни и понимания ее ценности.

Спектакль «По По» – новый драматургический опыт для мастера слова из Калининграда. Его партнером в постановке стал Александр Цекало (в гастрольном варианте – Виктор Золотовицкий), с которым они на пару пересказывали своими словами ужастики Эдгара По, фантазируя по ходу что-то от себя.

Премьера спектакля «+1» состоялась по театральным меркам не так давно – в мае. Это была первая пьеса Евгения после 8-летнего затишья, наступившего после «Дредноутов» – спектакля о кораблях времен Первой мировой вой-ны и настоящей мужской отваге. Все эти годы Гришковец был погружен в литературу: написал «Рубашку», вошедшую в длинный список Букера, «Реки», «Планку», которую критики назвали эхом Чехова и Шукшина, «Следы на мне», «Асфальт» – все книги-события, пронзительная, откровенная, местами трагическая литература. Параллельно с группой «Бигуди» Гришковец затеял проект, которого прежде не было в эфирах радиостанций. Это – ритмические, очень жизненные зарисовки под аккомпанемент легкого электронного бита. Плодотворное сотрудничество автора и музыкантов скоро выльется в восьмой альбом. В четвертый вечер в Алматы Евгений как раз давал концерт с «Бигудями», исполнив новую версию хита «И твое настроение улучшилось», а еще некоторые совсем новые, нигде не обкатанные композиции.

Спектакль «+1» – продолжение истории героя «съевшего собаку». Это рассказ о самом себе, художнике, творце, который, как известно, по отношению к миру всегда отдельный человек, всегда как +1. В Москве постановка получила не очень лесные отзывы – мол среди всех творений Гришковца это самое повторяющееся, и фирменный стиль уже не откровение, а закрытые рамки, в которых самому автору тесно. Но это лишь для критиков и тех, кто постоянно следит за творчеством театрального самородка. В Алматы, не скупясь на билеты, принимали Гришковца восторженно, проникаясь каждой неслучайной фразой и забавными – на уровне открытий пятиклассника – выводами. А пересказы взахлеб цитат из Гришковца после спектаклей лишь служили подтверждением известного высказывания, что все гениальное просто.

Читайте также