«Дочь якудзы» в народном формате

Опубликовано
В казахстанский прокат вышла комедия «Дочь якудзы» – совместное творчество Сергея Бодрова и Гульшад Омаровой.

В казахстанский прокат вышла комедия «Дочь якудзы» – совместное творчество Сергея Бодрова и Гульшад Омаровой.

«Дочь якудзы» носит название «японо-русская-казахская комедия». Казахского на самом деле в ней совсем немного: россиянин Бодров, смирившийся с тем, что его называют казахстанским режиссером, и проживающая много лет за границей Гука Омарова.

Проект получился совершенно неожиданным. Оба режиссера снимают авторское кино, а комедия в эту категорию не вписывается. Они давно знакомы – Бодров-старший выступал как сценарист на всех проектах Гульшад Омаровой: и «Шизы», и «Баксы». И «Дочь якудзы» должна была сниматься под руководством Гуки, однако та побоялась самостоятельно браться за один из самых сложных в кино жанров.

Работалось вместе, говорят, нелегко. Если фильмы и снимают в паре, так только родные братья (Коэны, Вачовски, Дарденны), а здесь получился разнополый альянс. Сергей Владимирович добавляет: «Зато в фильме присутствует мужское и женское начало».

Японская девочка, потерявшаяся в южном российском городе, спасает жизнь бежавшему из колонии доброму и чуткому зеку. Тот теперь вынужден всю жизнь перед девочкой нести «гири» – долг чести, и несет в меру своих умственных способностей.

Кадры урбанистического Токио сменяются пейзажами российской провинции, прижучившая босса якудзы полиция – коррумпированными ментами, мастера кун-до – братками в кожаных куртках, а корчащие гримасы, как и положено в классической японской киношколе, актеры – переметнувшимися в комедийный жанр и неплохо там выступающими Сергеем Гармашом, Ириной Розановой, Анной Михалковой.

Отвечая на вопрос, как произошла такая смена жанра, Сергей Бодров на пресс-конференции в Алматы философски заметил: «Мне кажется, лучший способ борьбы со всеми теми не решаемыми проблемами, которые одолевают и Россию, и Казахстан, – это относиться к ним с юмором. Мы вспомнили таких мастеров жанра, как Данелия, Рязанов, Гайдай. Нам захотелось приблизиться к этим талантливым режиссерам и отдать дань памяти их ярким работам».

Однако в комедии Бодрова-Омаровой нет ни тонкого грузинского юмора Данелия, ни ювелирной социальной сатиры Рязанова, ни мастерских гэгов Гайдая. Это совершенно иная разновидность комедии – прямая и доступная. Причем доступная не только нашему зрителю – с 20 сентября фильм выходит в прокат в Японии, продюсеры планируют прокат и в других странах. Сергей Бодров, как бы ни пытались придать ему ореол арт-хаусного режиссера, все равно ищет себя в коммерческом направлении, особенно после «Монгола», когда он оказался буквально завален предложениями.

«Дочь якудзы» – попытка занять почти пустующую нишу в российском кинематографе. Нет, комедии, конечно, снимают, но они в большей степени ориентированы на молодежную аудиторию. Во всенародном формате со времен «Особенностей национальной охоты/рыбалки», можно сказать, ничего стоящего и не появлялось.

Такая заявка – понравиться всем возрастам – шаг, конечно, смелый, но в той же степени и рисковый. В отличие от триллера, ход которого зритель знает буквально по минутам, или драмы, где хороший режиссер умеет в определенный момент надавить на впечатлительную аудиторию, успешность комедии высчитать совсем непросто. И пара смешных моментов (а они в фильме есть) для современного ироничного кино – уже неплохой результат.

Цитата: История сотрудничестваШкольницей Гульшад Омарова снялась у Сергея Бодрова в картине «Сладкий сок внутри травы» (1984 г.). Вторая их встреча (на тот момент Гульшад закончила Казахскую академию искусств по специальности «режиссер документального кино и телевидения») произошла, когда Бодров представлял в Алматы «Кавказского пленника». Он предложил ей написать сценарий фильма «Сестры», который в итоге снял Сергей Бодров­-младший.

Читайте также