1111 просмотров
1111 просмотров

«В Казахстане население не хочет обременять себя займом»

В этом году появились новые тренды – потребительские кредиты на строительные материалы и мебель. Об этом, а также о том, какие изменения произошли в посткризисный период на рынке потребительского кредитования рассказывает председатель правления АО «Хоум Кредит Банк» Павел Мацо.

«В Казахстане население не хочет обременять себя займом»

«В Казахстане население не хочет обременять себя займом»
В этом году появились новые тренды – потребительские кредиты на строительные материалы и мебель. Об этом, а также о том, какие изменения произошли в посткризисный период на рынке потребительского кредитования рассказывает председатель правления АО «Хоум Кредит Банк» Павел Мацо.

– Недавно Вас назначили председателем правления. Каковы Ваши планы? Ожидаются ли какие-нибудь нововведения?
– В этой команде я работаю больше года, и за этот период было проделано много работы в соответствии с вектором развития компании. Конечно, будут эволюционные изменения, но никак не революционные. Мы работаем на рынке потребительского кредитования. Это очень узкий сегмент рынка, и здесь есть куда развиваться: мы можем улучшать наши продукты, возможно, сфокусируемся на новых группах населения, но это будет продолжением нашего прежнего пути.

– Компания заявляла, что будет увеличивать объем продаж вдвое. Как идут дела с достижением плана? Как обстоят дела сейчас, спустя полгода?
– Когда мы огласили планы, наши акционеры не поверили в их выполнимость. Сейчас, когда прошло уже полгода, планы кажутся им вполне достижимыми. По сравнению с первым полугодием прошлого года, мы увеличили продажи на 50%. Но стоит помнить, что впереди у нас второе полугодие, когда традиционно выдается основная масса кредитов.

– Что произошло в вашем секторе в посткризисный период?
– В 2010 году заметен рост – только за первые 6 месяцев на 20%. Дело не только в том, что экономическая ситуация улучшилась и у населения появилось больше средств, а в том, что люди в какой-то определенный период отложили некоторые покупки, и сейчас весь этот накопленный спрос начинает реализовываться, тем самым увеличивая покупательскую способность. Кризис дал нам возможность оптимизировать операционные расходы, кроме того, мы усилили политику риск-менеджмента, что теперь дает нам дополнительное преимущество.

– Какова роль риск-менеджмента в вашем сегменте?
– Оценка рисков в потребительском кредитовании отличается от оценки рисков в корпоративном сегменте, где обычно мы знаем нашего клиента, его финансовое состояние, бухгалтерские показатели. Розничное кредитование основывается больше на статистическом принципе, и тут свою роль играет скоринговая система оценки, которую мы разрабатывали совместно с чешскими партнерами. В 2009 году эта система позволила нашему банку достичь одних из самых низких показателей просрочки среди всех банков страны.

– Скоринговая система основывается на статистике. А как вы справлялись с отсутствием статистики по Казахстану? Использовали международную?
– У нас работает большая команда аналитиков. В тех случаях, когда официальные данные недоступны, мы подключаем к исследованиям собственных экспертов. Полностью использовать внутренние данные мы стали еще до 2009 года.

– Рынок банковских услуг, на котором вы работаете, специфичен – здесь роль маркетинга намного выше, чем в банковской системе. Как вы определяете, на какую группу населения или на каких товарах фокусироваться? Отдаете ли эту работу на аутсорсинг?
– Вы правы, у нас нетипичный банк. Дело в том, что почти все наши продажи проходят через офисы и магазины партнеров. Общение с клиентами также осуществляется через партнеров, и с их помощью мы узнаем потребности наших потребителей, ведь цель клиента не получить кредит, а купить товар. Самая большая ошибка, которую совершают банкиры, это создание продуктов, которые нравятся им, а не населению.

– А каков типовой портрет вашего клиента?
– Как такового портрета нет, клиенты различны. Конечно, можно сказать, что наш потребитель в возрасте от 20 до 63, в его семье 1-2 ребенка, его заработок средний или ниже среднего, но это слишком широкое описание. Тут скорее нужно говорить не о портрете клиента, а о типичных продуктах для кредитования. Есть некая предсказуемость, в основном это бытовая техника, сотовые телефоны и компьютеры. В этом году появились новые тренды – потребительские кредиты на строительные материалы и мебель. Спрос в регионах несколько отличается, там люди берут займы в основном на свадьбы, тои и другие праздничные мероприятия.

– Вы работали во многих странах, есть ли какие-нибудь различия в потребительском кредитовании в других странах?
– Я начинал работать в Чехии одновременно с бурным развитием рынка потребительского кредитования там. Рост рынка в Чехии очень быстро достиг пиковой отметки и вскоре пошел на спад, к этому времени стали более актуальны кредитные карты. Когда я приехал в Ирландию, там рынок уже давно достиг пика, поэтому приходилось искать новые способы кредитования населения. В Москве рынок рос еще более крупными темпами, чем в Чехии. В СНГ рынки вообще очень похожи, но есть некоторые различия, в частности, в сроках кредитования. В России средний срок кредита – 24 месяца, а в Чехии – 36-48 месяцев. В Казахстане срок потребительского кредита редко бывает больше 12 месяцев, это говорит о том, что население не хочет обременять себя займом. Немного по-другому обстоят дела с денежными кредитами, здесь продолжительность составляет 18-24 месяца, но, в любом случае, это меньше, чем в международной практике. Такие сроки позволяют быстро восстанавливаться от займа и снова быть кредитоспособными. Для нас это плюс, мы можем клиенту предлагать наши услуги вновь и вновь.

– Есть ли какая-нибудь статистика о повторных кредитах?
– Да, примерно 40% всех наших клиентов – это люди, которые берут кредит не в первый раз. В других странах эта цифра меньше. Возможно, это связано с тем, что там конкуренция на рынке потребительского кредитования намного выше. Кроме того, повторные кредиты – это хороший показатель качества наших услуг.

– Вы говорили о пиках потребительского кредитования, которые были в Ирландии и в Чехии. Когда он, на Ваш взгляд, ожидается в Казахстане?
– Если бы вы задали этот вопрос до кризиса, я мог бы говорить о примерных временных рамках, но сейчас, в посткризисный период, кривая подъема сбилась, поэтому довольно сложно предугадать дальнейшие темпы роста. Но я думаю, что в ближайшие 5 лет рынок будет активно развиваться.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo