Новый десяток Бахыта Кенжеева

Опубликовано
2 августа один из «последних великих русских поэтов» Бахыт Кенжеев отметил свой 60-летний юбилей. Ни торжеств, ни телевизионных передач, посвященных этой дате, не было, все поздравления, пламенные речи, ответные слова юбиляра происходили в Сети и конкретно в доступном не каждому казахстанцу «Живом Журнале», отчего вдруг показалось, что правдивые рифмованные строки снова в глубоком андеграунде.

2 августа один из «последних великих русских поэтов» Бахыт Кенжеев отметил свой 60-летний юбилей. Ни торжеств, ни телевизионных передач, посвященных этой дате, не было, все поздравления, пламенные речи, ответные слова юбиляра происходили в Сети и конкретно в доступном не каждому казахстанцу «Живом Журнале», отчего вдруг показалось, что правдивые рифмованные строки снова в глубоком андеграунде.

Бахыт Кенжеев прожил в Казахстане всего три первых года своей жизни, но этого было достаточно, чтобы мы навсегда считали его своим. Если же пытаться обозначить, что за поэт Кенжеев, то, скорее всего, получится так – русский поэт казахского происхождения и канадского подданства. Эмиграция в Канаду в 1982 году была для Кенжеева не вынужденной, как на десять лет раньше у Бродского, чье имя непременно всплывает, когда мы говорим о Бахыте Шкуруллаевиче, а, скорее, просто так, на всякий случай. Ни в какую литературную среду в Канаде Кенжеев не вошел и своей не создал, все эти годы мысленно находясь с родиной. Возможно, поэтому, не оставшись в СССР, не пережив перестройку и бурные 1990-е, сохранил чистоту мысли и слога. Именно в эмиграции писалось ярче, образнее, чувственнее. Параллели с другими великими русскими поэтами напрашиваются сами собой.

Кенжеев никогда не был популярен в массах. Сам он говорит: «Я не Евтушенко, не Есенин. Моя аудитория, в силу характера стихов, которые я пишу, штучна. Это – считанные люди. Их, может быть, во всем мире две или три тысячи человек». Оттого такое трепетное отношение к каждому читателю.

С появлением Интернета в каждом доме Кенжеев стал ближе к русскоязычному сообществу, открыл свой блог, стал выкладывать новые стихотворения на литературных порталах. Его вспомнили. И в первом десятилетии XXI века, когда особенно остро стала чувствоваться нехватка грамотного русского слога, Кенжеев вновь стал получать литературные награды. Сначала «Антибукер», затем – «Русскую премию», которой награждают русскоязычных авторов, живущих за пределами России. И вновь критики заговорили о том, что сейчас «в русской поэзии нет такого второго голоса».

При том, что Бахыта Кенжеева можно считать человеком мира, одинаково хорошо разговаривающем и на русском, и на английском языках, его казахские корни дают о себе знать. Творческий метод поэта называют «славянотюркизмом». Несмотря на то, что 57 из 60 лет он прожил в западной среде, восточный дух Кенжеева прослеживается во многих стихотворениях:
Если хлеб твой насущный черств,
солона вода и глуха бумага,
вспомни, сын, что дорога
в тысячу верст начинается с одного шага.

В литературных кругах Казахстана о Кенжееве помнили всегда. На его 55-летний юбилей в алматинском издательстве «Искандер», с которым у него давние партнерские отношения, вышла книга стихов «Без названия», включившая в себя точно по летам 55 стихотворений. В том же, 2005-м году, Бахыт Шкуруллаевич приезжал в Алматы вместе с Евгением Рейном. Визит в самом деле можно назвать эпохальным: два великих поэта в течение нескольких дней проводили встречи с читателями и коллегами.

Бахыт Кенжеев сам себя называет «немного пижоном» из-за того, что старые стихи, как правило, не читает, а живет актуальными переживаниями. С возрастом тема ухода стала занимать все больше места в его творчестве:
Человек не хочет стать
стариком, что бы там
ни решил небесный обком
или крылатый путин
под конец затяжных оваций.
Хотя умирать, в конечном итоге, никто не прочь,
то есть босым и простоволосым вступать во всеобщую ночь,
которая ожидает всякого,
как уверял Гораций.

Отвечая на вопрос, отчего же так тихо прошел юбилей одного из последних великих русских поэтов, можно процитировать самого Бахыта: «Поэзия не может быть стадионной. Это очень интимный акт». Свое место в русской литературе поэт с казахстанской земли занял давно, а при таких обстоятельствах всегда есть соблазн «почивать на лаврах», однако с каждой новой книгой стихов (а работает он плодотворно), словно споря или доказывая это кому-то, Кенжеев подтверждает свой титул «великого поэта». А с засильем десятков тыс. новых стихотворений разных авторов в Сети Кенжеев еще и подтверждает титул «последнего великого».

Цитата: Биографическая справка:Родился 2 августа 1950 года в Чимкенте. Окончил химический факультет МГУ. Дебютировал в 1977 году как поэт в коллективном сборнике «Ленинские горы: стихи поэтов МГУ». Входил в неофициальную литературную группу «Московское время», был одним из авторов самиздатовских журналов. В 1982 году эмиг­рировал в Канаду. В настоящее время занимается переводами.

Читайте также