Не только в деньгах счастье

Опубликовано
То, что ценность любой организации это, прежде всего, люди, работающие в ней, давно доказано на практике. Однако любимой всем топ-менеджментом бонусной системы мотивации зачастую бывает недостаточно, и факторы мотивации уступают демотивированию.

То, что ценность любой организации это, прежде всего, люди, работающие в ней, давно доказано на практике. Однако любимой всем топ-менеджментом бонусной системы мотивации зачастую бывает недостаточно, и факторы мотивации уступают демотивированию.

Мотивацию персонала – один из основных способов повышения производительности труда – по праву можно назвать ключевым направлением кадровой политики любой компании.

Управляющий партнер компании «HR-Эксперт» Андрей Сидельников отмечает, что мотивация работников по своей структуре не меняется уже очень много лет. Так, если внешний стимул, применяемый работодателем, совпадет с внутренним мотивом сотрудника, то компания получает нужное трудовое поведение персонала.

Комментируя «Къ», он подчеркнул, что на материальное стимулирование не стоит возлагать чрезмерных надежд. «Это не волшебная таблетка, которая сама по себе может решить серьезные структурные проблемы бизнеса», – говорит он. Однако добавляет, что незаслуженно обделять ее своим вниманием собственникам и управленцам, конечно же, не стоит.

По его мнению, идеальной системой мотивации можно считать ту, где согласованно применяются такие части, как материальное, нематериальное стимулирование и мотивация руководителем. В то же время эксперт выделяет преимущества системы мотивации, которая не только глубоко интегрирована в корпоративную культуру компании, но и плотно связана с системой регулярной оценки сотрудников. «Когда коллектив действует слаженно, и сотрудники работают ради чего-то большего, чем просто зарплата, тогда компания становится способной обогнать конкурентов и показать хорошие результаты», – поясняет он. Оптимальным же вариантом на данный момент Андрей Сидельников считает систему на основе ключевых показателей эффективности (KPI), в которой стратегические цели компании декомпозируются до конкретных целей каждого подразделения и далее до целей и задач каждого сотрудника. По степени выполнения планов автоматически рассчитываются премии и бонусы как за персональные, так и за командные показатели.

В тоже время генеральный директор Optimum Consulting Services Салтанат Абильтаева отмечает, что бонусы и премии эффективно работают в торговых компаниях и для персонала, от которого напрямую зависит прибыль в компании. По ее мнению, наличие бонусной системы является для sales manager обязательным требованием при выборе работодателя, в то время как финансовый менеджер или главный бухгалтер по итогам сдачи годовых или квартальных отчетов считают обязательным денежное вознаграждение дополнительно к заработной плате.

В разговоре с «Къ» она подчеркнула, что инструменты внутреннего маркетинга для мотивации персонала используют в основном иностранные торговые компании. Так, компании разрабатывают систему скидок на продукцию фирмы для сотрудников. По ее данным, возможность приобретать товар компании по специальной цене в основном интересует женщин. Мужчин, особенно топ-менеджмент, манит возможность иметь оподленную долю от бизнеса.

Как отметила генеральный директор Консалтинговой группы компаний JIB Group Гульзара Маулетдин, внутренний маркетинг, ориентированный на персонал, должен быть креативным и логичным. Так как при сформированной брендовой политике и корпоративной лояльности образуется крепкая и устойчивая компания, в которой, даже несмотря на невысокие показатели заработной платы в отрасли, работает самый приверженный персонал.

Говоря о стимулировании, она обратила внимание на то, что мотивация должна быть равновесной достижениям человека, а также увязана с результатами компании. «За маленькое достижение компания не должна платить большим бонусом».

Однако в организациях можно встретить и обратную ситуацию, которая приводит к демотивации персонала и резкому падению эффективности вплоть до ухода из компании. Андрей Сидельников поясняет, что это происходит, когда решениями руководителя в компании создаются перекосы в оплате труда и за равный труд начинают выплачиваться разные денежные суммы. Или сотрудники лишаются премий не за невыполнение планов, а волевым решением руководства. Все это формирует отношение сотрудников к системе оплаты труда, как к несправедливой и оторванной от результатов их деятельности. Также, по его словам, к демотивации сотрудников приводят и другие действия руководителей – отсутствие обратной связи по инициативам сотрудника, предвзятое или некорректное отношение, нарушение обещаний в вопросах карьерного роста и тому подобное. Однако самыми острыми все равно остаются вопросы оплаты труда.

В то же время он уверен – грамотно построенная система материального стимулирования и обученные эффективной работе с персоналом руководители позволяют решить большинство этих вопросов.

Мотивация GoogleВ компании Google позволяют сотрудникам тратить 20% времени на проекты, которые их интересуют. Результаты такой практики оказались впечатляющими: именно во время таких свободных исследований были придуманы и разработаны одни из самых успешных проектов, такие как Gmail, Google News и Orkut.

Читайте также