В обход черноморских проливов

Опубликовано
Турция предложила Казахстану использовать в скором времени нефтепровод Самсун – Джейхан для транспортировки своей нефти. Аналитики указывают на то, что предложение довольно заманчивое и Астана, скорее всего, согласится.

Турция предложила Казахстану использовать в скором времени нефтепровод Самсун – Джейхан для транспортировки своей нефти. Аналитики указывают на то, что предложение довольно заманчивое и Астана, скорее всего, согласится.

Пользоваться нефтепроводом Самсун – Джейхан для транспортировки казахстанской нефти в Европу предложил побывавший недавно в Астане президент Турции Абдулла Гюль. Он подчеркнул, что сотрудничество между странами в сфере энергетики уже ведется с ноября 2008 года когда Казахстан стал поставлять свою нефть по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. «Верю, что оно приобретет новое измерение с направлением по новому нефтепроводу, над которым сейчас ведутся работы»,- сказал глава Турции.

Строительство Самсун – Джейхан началось в апреле этого года и будет продолжаться до 2015 года. Главная идея его заключается в том, что маршрут транспортировки должен обойти загруженные проливы Босфор и Дарданеллы, и ориентировочно оценивается в $3 млрд

Сейчас участниками проекта являются итальянская ENI и турецкая Calik Enerji. Однако в октябре 2009 года было подписано соглашение, согласно которому к строительству нефтепровода должны подключиться «Роснефть» и «Транснефть». На каких условиях компании войдут в проект, пока обсуждается.

Россия заявила о готовности поставлять в трубопровод свою нефть в обмен на разрешение Турции строительства газпромовского South Stream по ее части шельфа Черного моря. К тому же Анкара заявила, что хотела бы видеть в проекте Казахстан и Туркмению. Однако предварительные переговоры по этому поводу проводила Москва и, по сообщениям российских информагенств, еще прошлым летом заручилась поддержкой Казахстана, на чем все и закончилось.

Аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина считает, что целью привлечения Казахстана является существующий переизбыток мощностей по транспортировки нефти в Европу, а российской нефти, скорее всего, не хватит на заполнение данного маршрута. И именно для российской стороны важен вопрос привлечения такого партнера как Казахстан. Казахстанской нефтью будет заполнена лишь часть нефтепровода, основная доля придется на нефть из РФ. На ее взгляд, вопрос заполнения данного трубопровода – основной при реализации этого проекта.

«Новый маршрут пролегает в обход двух «узких» мест (Босфор и Дарданеллы). Греческие проблемы не вечны, поэтому в целом можно говорить о росте спроса на «черное золото» и в европейском регионе, что со временем и обеспечит интерес к поставляемой по данному маршруту нефти», – отмечает эксперт.

Транспортировка через максимально возможное число маршрутов – очень удобный способ повышения независимости и устойчивости своих экспортных операций, и Астана это хорошо понимает, отметил в разговоре с «Къ» начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Равно как и Турция, желающая заполнить трубу не только российской нефтью, но и сторонней, в данном случае казахстанской, для того чтобы избежать ситуации, в которой Россия, как гарантирующий заполнение поставщик, может начать выторговывать для себя дополнительные скидки и льготы.

Выход из Джейхана, являющегося крупнейшим перевалочным портом восточного Средиземноморья, позволяет рассчитывать на рынки Южной Европы, а в принципе – и всего мира вообще, поскольку открывается проход как через Гибралтар, так и через Суэцкий канал. Хотя с учетом транспортного плеча и себестоимости для Казахстана наиболее вероятным потребителем является именно европейский рынок. Стоимость проекта сейчас находится на уровне $7.2/тонна*100 км. «Это является умеренной величиной и не предполагает чрезмерного тарифа на транспортировку, что позитивно для поставщиков, к тому же Турции будет важно перетянуть на себя поставки, которые могут идти по маршрутам Бургас – Александруполис или Констанца – Триест», – добавляет аналитик.

Казахстанские маршрутыКазахстан поставляет свою нефть через территорию России по системе КТК, а также по нефтепроводу Атасу­Алашанькоу в Китай, по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), по железной дороге через порты Батуми, где нефтяной терминал принадлежит «КазМунайГазу», и Кулеви, принадлежащий Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР).

Читайте также