Казахстанские производители начинают выпуск товаров под брендами METRO

Опубликовано
Приход новых крупных игроков, как правило, влечет за собой изменение долей основных игроков и передел рынка. В прошлом году в Казахстан зашла немецкая компания Metro Cash & Carry, позиционирующая себя как новая модель оптовой торговли, «бизнес для бизнеса». В конце прошлого года открылся первый торговый центр в Астане. В 2010-м компания планирует открыть по республике уже четыре магазина.

Приход новых крупных игроков, как правило, влечет за собой изменение долей основных игроков и передел рынка. В прошлом году в Казахстан зашла немецкая компания Metro Cash & Carry, позиционирующая себя как новая модель оптовой торговли, «бизнес для бизнеса». В конце прошлого года открылся первый торговый центр в Астане. В 2010-м компания планирует открыть по республике уже четыре магазина.

О том, насколько казахстанцы готовы к новому формату, какие перспективы открываются для отечественных производителей и о дальнейших планах компании в интервью «Къ» рассказал генеральный директор METRO Казахстан и председатель совета директоров Стивен Кригер.

– Формат подобных магазинов – новый для нашей страны. Насколько, по Вашему мнению, он станет популярным среди казахстанцев, и какие магазины сможет вытеснить?
– По-моему, самый лучший аргумент – личный опыт! METRO работает в новом для Казахстана формате оптовой торговли, адресованном профессиональным покупателям. Это понятно с первых минут пребывания в магазине – по стеллажам и упаковкам, и конечно же, по ценам. Когда мы в 2001 году начали работать в России, то постоянно слышали заявления типа: «народ привык к базарам, и у вас никто не будет покупать». Мы понимаем, что это – вопрос развития. Привычка затовариваться на оптовых рынках не барьер. Сегодня имеются все доказательства того, что есть ниша для цивилизованного ритейла.
Своим форматом мы как раз и заполняем свободную нишу между розничной торговлей и традиционным оптом. В Казахстане нет ни одной сети, работающей по нашему принципу. Центр оптовой торговли METRO в Астане занимает 11 тыс. кв. м, из которых почти 7 тыс. – торговая площадь.
Наша задача – стать источником закупок №1 именно для покупателей из сегмента ХоРеКа, розничных торговцев и офисных учреждений. Чтобы стать нашим покупателем, необходима карта клиента, которую мы выдаем бесплатно. Для ее получения необходимо быть зарегистрированным юридическим лицом либо частным предпринимателем. Именно для бизнес-покупателей мы предложим удобную упаковку и ассортимент по максимально низким ценам, чтобы помочь им в развитии бизнеса. Мы также предоставляем прямо на кассе налоговую накладную, фискальный чек и все необходимые сертификаты гарантии качества. Задача METRO – обеспечить такой ассортимент и обслуживание, которые нужны конкретно нашему рынку. Это, в частности, выражается в 25 тыс. наименований товаров продовольственной и непродовольственной группы, среди которых и известные международные, и местные бренды.

– Как Вы можете прокомментировать мнения о том, что уже сейчас, из-за прихода METRO, в Казахстане закрываются другие магазины (Gros и др.)?
– Мы не вытесняем какие-либо магазины, мы занимаем свободную нишу между розничной торговлей и мелким оптом. Магазины закрываются из-за финансового кризиса, а не из-за прихода METRO. Насколько я знаю, у сети Gros были трудности и до открытия METRO. Скажите, как один магазин в Астане может способствовать закрытию сети магазинов по всему Казахстану? Этот процесс никак не связан с приходом METRO.

– Сколько всего магазинов вы намерены построить в Казахстане, какой объем инвестиций планируете вложить? Время окупаемости?
– Мы планируем построить минимум 10 магазинов по всему Казахстану. В каждый вкладываем более 15 млн евро. Рентабельность нашего магазина зависит от успешности наших клиентов. Если их рестораны, отели будут процветать, значит, они будут покупать больше товаров у нас. Соответственно, чем быстрее мы поймем, что конкретно хотят наши клиенты, и будем удовлетворять все их запросы, тем быстрее мы окупим свои инвестиции. Поэтому мы очень рады, что смогли полностью укомплектовать штат местными кадрами, так как только они могут точно и, самое главное, быстро определить потребности клиентов.

– В связи с чем затягивается открытие магазина МЕТRО в Алматы?
– Я бы не сказал, что затягивается. Мы планировали открытие летом этого года, а сейчас перенесли на сентябрь. Не думаю, что разницу в несколько недель можно назвать затянувшимся сроком. Мы намерены открыть здесь два магазина, так как 40,7% розничной торговли приходится именно на Алматы.

– В каких городах Казахстана вы уже начали строительство, и когда там планируется открытие МЕТRО?
– Сейчас завершается возведение двух магазинов в Алматы. Совсем скоро начнется строительство в Караганде и Шымкенте, открытие их также запланировано на этот год.

– Каково количество сотрудников в ваших магазинах?
– На сегодняшний день в головном офисе работают 112 человек, а в магазине в Астане – 208. Мы начали прием работников в магазины Алматы, часть их них уже уехали на тренинги в Новосибирск и Омск.
Хочу отметить, что открытие каждого центра оптовой торговли METRO предусматривает: 250 рабочих мест в торговом центре; при строительстве в течение 5 месяцев создается до 200 рабочих мест, 50 и более возникает в сервисных компаниях (охрана, уборка, обслуживание) и местных компаниях-поставщиках.

– Будут ли представлены на рынке Казахстана бренды МЕТRО, для какого сегмента?
– Да, собственные бренды METRO представлены с открытия магазина. Сейчас продукция импортируется из России и Украины, однако, наша задача – производить товары в Казахстане. Поэтому мы с первых дней работаем над поиском производителей.
Собственные бренды – одна из особенностей стиля работы компании, воспринимающeй своих клиентов как профессиональных партнеров.
Ориентируясь на нужды конкретной группы клиентов – от владельцев небольших торговых точек до профессионалов ресторанного и гостиничного бизнеса – мы разрабатываем современные, практические и доступные по стоимости решения для бизнеса, будь то широкая линейка базовых продуктов достойного качества по оптимальной цене или все необходимое для сервировки завтрака в гостинице.

– Когда вы планируете открыть в Казахстане производство продуктов под своими брендами. И что это будут за продукты? Какие компании займутся их выпуском?
– Два проекта уже готовы стартовать, производство начнется в самое ближайшее время. Компания «Беккер» будет производить сосиски, колбаски и шпикачки под брендом ARO. Компания «Эклер» начнет выпуск чизкейков под брендом Horeca Select.
Также в скором времени казахстанская компания United Chemical Company займется изготовлением стирального порошка ARO.
И конечно же, мы продолжаем вести переговоры с другими компаниями, чтобы они производили для нас продукцию под нашими собственными брендами.

– Как и на каких условиях вы выбираете производителей для товаров под своими марками?
– Любая компания может стать производителем товаров под СТМ, если она способна делать это согласно нашим требованиям к качеству, в нужном объеме и по привлекательной цене. Выбирая производителя, мы объявляем открытый тендер. Все компании, заявившие желание стать нашим производителем, получают четкое ТУ к продукции. В специальной системе по Интернету проходит аукцион, во время которого компании соревнуются. Победителем становится производитель, предложивший самую низкую закупочную цену. Затем мы проводим аудит производства и убеждаемся в том, что компания может гарантировать постоянное качество, согласно нашего ТУ, и необходимый объем. Лишь после этого подписываем договор. Далее мы постоянно отслеживаем качество продукции. Ведь здесь мы гарантируем стабильность своим именем.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь при открытии магазинов в Казахстане?
– Для строительства магазина МЕТRО нам необходим земельный участок размером до 5 гектаров. Много времени уходит на поиск подходящего участка с необходимой инфраструктурой и на получение всех разрешений.
Кроме того, начиная работу в абсолютно новом для Казахстана формате торговли, нам нужно объяснять и клиентам, и поставщикам, кто мы.
Одна из наиболее сложных задач для нас – логистика. Ведь Казахстан – огромная страна. И многое, что в других странах требовало решения спустя год, а то и два, после открытия первого магазина, в Казахстане мы формируем с первых дней. Например, создаем импортный склад, дистрибуционные платформы.

– Оправдываются ли ваши ожидания в связи с открытием магазина в Астане?
– Да, вполне. Конечно, первое время были сложности, так как многим не понятен наш формат, но чем дольше мы работаем, тем быстрее приходит понимание и нашего формата, и преимуществ покупок в магазине.

– Когда начнет действовать программа по поддержке мелких магазинов? В чем она заключается?
– Она уже действует в Астане с 5 мая 2010 года. Мы впервые в Центральной Азии приступили к реализации программы «Магазин у дома» для поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Ее цель – развитие предпринимательства, занятости местного населения путем сохранения рабочих мест на фоне роста экспансии крупных ритейлов и супермаркетов; увеличение налоговых поступлений, улучшение санитарного состояния; рост сервиса маленьких магазинов и многое другое.
Программа успешно реализована в странах Европы, в России и Украине. К настоящему времени большой опыт ее осуществления накоплен в Польше, где действует свыше 5 тыс. торговых точек, а в России программа запущена с 2009 года, и ее обладателями стали свыше 50 магазинов.

– Насколько цены в ваших магазинах ниже? За счет чего?
– Наша ценовая политика едина во всех странах – мы предлагаем максимально низкие цены. Если говорить о товарах под собственными торговыми марками, то цена на эту продукцию до 20% ниже альтернативных брендов.
Каждые две недели наши клиенты получают от нас рассылку – каталог, содержащий более 300 горячих предложений продовольственных и непродовольственных продуктов. Мы также выпускаем специальный гастрокаталог и HoReCa-каталог, предлагающие широкий ассортимент продукции по специальной цене. Эти каталоги будут высылаться напрямую по почте.

– Какова сейчас в магазине Астаны доля товаров отечественных производителей?
– Девять из десяти товаров, которые продаются в магазине, закупаются у местных поставщиков. На сегодняшний день мы уже заключили договоры с более чем 370 местными поставщиками, среди которых Food Master, кондитерская фабрика «Рахат», Кустанайский мелькомбинат, «Маслодел», «Аксай нан», «Цесна», «Назик» и многие другие. По опыту знаем, что эта цифра будет только расти, особенно с открытием центров оптовой торговли METRO в других городах Казахстана.
Однако в Казахстане не производятся многие позиции. Но это не значит, что мы станем их заменять немецкими товарами. Мы будем сотрудничать с местными филиалами и дистрибуторами ведущих международных компаний, а не заказывать их напрямую в Японии, Германии или Италии. Поскольку международные компании имеют юридические представительства в Казахстане, они, соответственно, являются локальными поставщиками. И потом, есть группа товаров, которые просто невозможно привозить из-за рубежа, например, мясо-молочную продукцию.
Как я уже сказал, мы стараемся работать в основном с местными производителями. Чтобы разъяснить преимущества работы с компанией, проводим различные семинары для поставщиков во всех крупных городах Казахстана.
Если говорить об импорте, то на втором месте – продукция из России. Товары китайского производства составляют 15%, турецкие – 5%, из стран Еврозоны – около 20%.

– Как Вы оцениваете развитие МСБ, в частности, – сегмент ресторанного и отельного бизнеса, мелкорозничной торговли?
– Согласно данным Агентствa по статистике Республики Казахстан, в стране зарегистрировано 3 139 ресторанов и гостиниц. За последние несколько лет основные международные сети объявили о своем намерении основать здесь деятельность, и многие даже начали строительство. Однако, согласно оценкам экспертов, в гостинично-ресторанном секторе сейчас наблюдается некоторый спад. Он сократился на 50% из-за уменьшения количества местных и иностранных гостей.
В то время, как мнения экспертов в отношении будущего гостиничного и ресторанного рынка различаются, мы видим огромный потенциал развития отелей эконом-класса (bed & breakfast).

– Что для вас значит быть социально ответственной компанией?
– Корпоративная социальная ответственность охватывает все сферы деятельности компании от этичного ведения бизнеса и честного отношения к своим сотрудникам до обучения поставщиков и развития отрасли. По сути, КСО – это то, что компания делает по собственной инициативе свыше требований законодательства. Например, в Казахстане существуют требования гарантии качества, которые регламентируются законодательством. Мы со своей стороны не просто выполняем требования законодательства, а ориентируемся на международные, более жесткие, нормы, внедряем систему HACCP, обучаем клиентов важности соблюдения «холодной цепочки» – сохранности качества продукта на пути от производителя до потребителя. Это наше КСО. Благотворительность – вершина айсберга и материя абсолютно другого характера. Ею занимается каждая вторая компания, но это не КСО. Ведь если компания вовремя не выплачивает зарплату сотрудникам и уклоняется от уплаты налогов, но при этом раз в год дарит детям рождественские конфеты, ее нельзя называть социально ответственной. КСО – это философия ведения бизнеса. Компания может быть социально ответственной без благотворительности, но не наоборот.

СТИВЕН КРИГЕР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР METRO КАЗАХСТАН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВСтивен Кригер, председатель совета директоров и генеральный директор METRO Kazakhstan.
Родился 15 января 1959 году в Филадельфии, США.
В 1981 — ­1982 годах получил степень доктора наук в области международных отношений в Колумбийском университете в Нью­Йорке, США. Затем в 1982­ — 1983 годах обучался в Институте русского языка имени А. Пушкина в г. Москва. В 1989 году получил степень MBA в Temple University в Филадельфии, США.
1999 – 2001 годы – ETP Inc. (Riga, Latvia) – директор.
1995 – 1997 годы – ASTEP (Moscow, Russia) – генеральный директор.
1993 — ­1995 годы – ANDRE & CIE S. A. – директор по странам СНГ.
2001 — ­2008 годы – МЕТРО Россия, директор по закупкам продовольственных товаров.
С 2008 года – МЕТРО Казахстан, генеральный директор.

Читайте также