Питер Фостер об авиаотрасли

Опубликовано
Свою оценку авиаотрасли Казахстана и мира, а также положения дел у национального авиаперевозчика – АО «Эйр Астана» – дает президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер

Свою оценку авиаотрасли Казахстана и мира, а также положения дел у национального авиаперевозчика – АО «Эйр Астана» – дает президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер

– Есть ли в РК авиакомпании, которые подпадают под определение low­cost? Как быстро увеличивается их рынок?
– На данный момент в Казахстане нет бюджетных авиакомпаний или так называемых low­cost. Деятельность таких авиаперевозчиков связана в первую очередь с использованием второстепенных аэропортов, в которых ставки за обслуживание ниже, чем в основных аэропортах. Кроме того, как правило, бюджетные авиакомпании выполняют рейсы на небольшие расстояния. Сегодня в Казахстане нет второстепенных аэропортов, а большие расстояния между городами ограничивают возможность появления такого сегмента рынка как бюджетные авиаперевозки.

– Как в среднем изменились цены на авиаперевозки в Казахстане в 2009 году?
– В авиакомпании «Эйр Астана» существует не менее 500 различных видов тарифов. Они остаются неизменными со времени создания авиакомпании, несмотря на рост цен на авиатопливо в 2008 году и девальвацию тенге в феврале прошлого года. Даже наоборот, в 2009 году авиакомпания ввела специальные тарифы предварительной продажи на все внутренние рейсы, то есть при покупке авиабилетов не позднее, чем за 21 день до даты вылета, можно приобрести их со скидкой до 50%. Данная акция является бессрочной. Также авиакомпания регулярно проводит различные промоушн­акции на международные рейсы. Например, предварительная продажа и акция «Счастливая 7­ка». Для того чтобы приобрести авиабилеты по данным предложениям, необходимо следить за информацией на официальном сайте авиакомпании.

– Есть ли у вашей компании планы по приобретению активов (планы по сделкам слияния­поглощения)?
– Авиакомпания «Эйр Астана» придерживается стратегии органического роста. Это обозначает, что рост организации происходит за счет внутренних ресурсов предприятия, а не путем слияний и поглощений. Поэтому в наших планах нет приобретения активов компаний.

– Какова сейчас средняя доходность в авиаотрасли Казахстана? Насколько сильно разнится рентабельность национального перевозчика – «Эйр Астана» и региональных компаний?
– У авиакомпании «Эйр Астана» нет данных о рентабельности других игроков рынка, так как большинство казахстанских авиакомпаний не публикуют свою финансовую отчетность. В целом необходимо отметить, что во всем мире бизнес гражданских авиаперевозок является низкорентабельным и в некоторых случаях даже убыточным. Так, по оценкам Международной организации гражданской авиации (IATA) мировая авиационная отрасль в 2009 году понесла убытки в размере 9,4 млрд долларов США. На общем фоне успехи авиакомпании «Эйр Астана» являются впечатляющими. Ведь в 2009 года национальный авиаперевозчик не только сохранил свою стабильность, но и получил прибыль. Рентабельность авиакомпании в 2009 году составила 9%, что является довольно высоким показателем для авиационной отрасли.

– Существуютли проблемы с ценами на авиационный керосин? Нет ли недостатка в топливе и как сейчас ведут себя цены на него?
– Стоимость авиационного топлива полностью зависит от цены на нефть, которая в данный момент ниже прогнозируемой, поэтому цена на авиакеросин поддается управлению. Тем не менее, Казахстан продолжает страдать от недостатка переработанных нефтепродуктов. Это выражается в том, что страна способна обеспечить нужды местных авиакомпаний в керосине для реактивных самолетов менее чем наполовину, поэтому данный вопрос остро стоит на повестке дня.

– В состоянии ли Ваша авиакомпания приобретать новые самолеты? Как и в какие сроки? За счет каких источников финансирования?
– Авиакомпания «Эйр Астана» была создана в 2002 году как совместное предприятие Правительства РК и компании BAE Systems PLC. Уставной капитал компании составил 17 млн долларов США, что, безусловно, является небольшой суммой для создания авиакомпании. Поэтому на первоначальном этапе было решено расширять авиапарк посредством операционного лизинга. Благодаря эффективному менеджменту и грамотной стратегии развития «Эйр Астана» за короткое время развила широкую маршрутную сеть и стала одной из лидирующих компаний в СНГ и Центральной Азии. Сегодня в парк авиаперевозчика входит 22 современных авиалайнера западного производства, среди которых самолеты «Боинг­757­200», «Боинг ­757­300», «Эйрбас А319/320/321» и «Фоккер­50». Стабильное финансовое положение компании, ее успехи стали причиной того, что совет директоров авиакомпании «Эйр Астана» принял решение о покупке самолетов в собственность компании. С этой целью был размещен заказ на приобретение 6 самолетов семейства «Эйрбас», поставка которых начнется с 2012 года. При этом необходимо отметить, что расширение авиапарка будет происходить без привлечения средств из государственного бюджета или государственных гарантий. Финансирование покупки будет осуществляться частично за счет собственных средств компании и частично посредством привлечения кредитов.

– Насколько изношен авиапарк вашей компании? Это приемлемая цифра?
– Визитной карточкой авиакомпании «Эйр Астана» являются современные воздушные суда. Средний возраст реактивных самолетов составляет всего 7 лет, что делает их одними из самых новых в мире по сравнению с другими авиакомпаниями. Техническое обслуживание воздушных судов авиакомпании осуществляется в соответствии со стандартами EASA/Part­145, принятыми в Европейском сообществе, а также требованиями заводов­производителей и других международных нормативных актов.

– Согласны ли вы с прогнозами Кристиана Блобьерга, что в Европе может остаться 3­4 основных игроков в отрасли за счет сделок слияния и поглощения и бездоходности компаний(по его версии – Lufthansa, KLM­Air France и альянс BA­Iberia)? Каких фаворитов назвали бы вы?
– Вероятно, что среди традиционных авиакомпаний, предоставляющих полный перечень услуг, будет происходить дальнейшая консолидация в группы, которые вы перечислили: BA­Iberia, Luthansa Group, Air France/KLM. Тем не менее, такие крупные бюджетные авиалинии, как Easyjet и Ryanair продолжат свой рост и будут и дальше доминировать на маршрутах короткой протяженности, или так называемых рейсах «от точки до точки» внутри Европы.

– В целом вы считаете реальным, что, к примеру, в Казахстане также может пройти волна слияний и поглощений авиакомпаний? Почему?
– Сегодня в Казахстане более 50 держателей лицензии авиаперевозчика. Очевидно, что, учитывая относительно небольшой объем рынка, вероятны расформирования и слияния авиакомпаний.

– Как упали/выросли доходы и объемы перевозок вашей компании в 2009 году? Как в целом упала казахстанская отрасль авиаперевозок в прошлом году?
– В 2009 году во всем мире наблюдалось небольшое снижение пассажиропотока вследствие финансового кризиса. Количество пассажиров, воспользовавшихся услугами национального авиаперевозчика в 2009 году, уменьшилось на 4% и составило 2,2 млн пассажиров. Провозная емкость составила 7,2 млрд пассажиро­километров. Всего в 2009 году было осуществлено 26 253 рейсов со средним коэффициентом загрузки 63%. Однако несмотря на некоторое снижение операционных показателей, 2009 год для ведущей авиакомпании страны был успешным.

– Какие тенденции намечаются в 2010 году? Ожидаетсяли оживление в отрасли?
– В 2010 году ситуация на рынке пассажирских перевозок начала постепенно улучшаться.
В 2010 году мы планируем перевезти около 2,3 млн пассажиров. В 2011 году возможно увеличение пассажиропотока на 5­6%.

Читайте также