3893 просмотра
3893 просмотра

Материальный Калмыков

Галерея «Ретро» продает графику последнего русского авангардиста. При жизни мастер не продал ни одной своей картины, теперь же они стоят десятки тысяч долларов. О художнике и его работах «Къ» решил поговорить с хозяйкой галереи Надеждой Полонской.

Материальный Калмыков

Материальный Калмыков
Галерея «Ретро» продает графику последнего русского авангардиста. При жизни мастер не продал ни одной своей картины, теперь же они стоят десятки тысяч долларов. О художнике и его работах «Къ» решил поговорить с хозяйкой галереи Надеждой Полонской.

– Надежда Анисимовна, как получилось, что Сергей Калмыков смог принести традиции русского авангарда Серебряного века в Алматы до 1967 года?
– Здесь как раз-таки все понятно. Основные задатки, приемы живописи Калмыков получил в Петербурге в художественной школе Звягинцевой. Его наставниками были Добужинский, Петров-Водкин. Кстати, идею картины «Купание красного коня» первым воплотил именно Калмыков. Но Петров-Водкин был старше, опытнее, поэтому его версия оказалась завершеннее. Они говорили об одном и том же, просто на разных языках.
Нельзя сказать, что Сергей Калмыков работал в каких-то определенных традициях – он творил сам по себе. Умел все: у него есть работы, выписанные до иллюзии натуралистично, а есть абсолютно фантастические, на которые часами можно смотреть и гадать, что же здесь изображено.

– При жизни художник не был признан, как же к нему пришла слава?
– Сергей Калмыков знал себе цену и понимал свою величину. Но о его гениальности заговорили только в конце 1960-х, когда прошла первая посмертная выставка и была опубликована «Повесть о художнике Сергее Калмыкове» Домбровского. Затем он вызвал интерес в мире. В США даже был создан Фонд памяти Сергея Калмыкова. Основатели фонда приезжали в Казахстан, покупали его работы, издали книгу о нем, привлекли западных исследователей. О том, что Калмыков – недостающее звено среди русских авангардистов, заявили как раз- таки западные искусствоведы. В Москве тогда прошла большая выставка его картин, которая пользовалась бешеным успехом. И, конечно, благодаря этому, интерес к творчеству Калмыкова возник и в Казахстане.

– Одно время работы Калмыкова занимали верхние строчки в «прейскуранте» на казахстанском арт-рынке. Эта ситуация сохранилась или сейчас топ-места занимают работы других художников?
– По ценам этого не определить. Много составляющих влияет на цену: имя художника, уровень его мастерства, размер полотна, техника. У любого художника есть картины лучше или хуже. Поэтому говорить, что работы Калмыкова самые дорогие на рынке, будет неправильно. Но, однозначно, он входит в пятерку наиболее почитаемых у коллекционеров художников, где также присутствуют Шарденов, Айтбаев, Сидоркин и, может быть, Мамбеев и Айша Галымбаева.

– Но все же, каков диапазон цен на работы Калмыкова?
– Если говорить о нижней планке, то, думаю, дешевле $5 000 работу Калмыкова даже неприлично покупать. А о верхней – очень сложно сказать. Доходили слухи, что на аукционе Sothbie’s его картина была продана за $200 тысяч. У нас все стоит в десятки раз дешевле. Но если говорить о ценности, то приведу такой пример: в 1993 году, когда я только открыла галерею, небольшой живописный этюд Калмыкова оренбургского периода стоил $10. Это считалось высокой ценой, и я долго не могла его продать. Но все-таки нашелся покупатель. Сейчас эта вещь стоила бы $10 000. Калмыков ценится еще и потому, что его работ очень мало на рынке, все разошлись по частным собраниям.

– Каким образом эти картины изначально попали на рынок, ведь известно, что сам художник ничего не продавал, а после смерти все работы были переданы в художественную галерею и музей?
– Да, действительно, раньше не принято было продавать картины, художники, может быть, и рады бы были, но это считалось моветоном. Картину можно было только подарить.
Как известно, последние месяцы своей жизни Калмыков провел в психиатрической клинике. Тогдашний главврач поощрял его рисование и создавал все условия. При клинике был создан научно-методический музей, где собирались работы, поделки больных, в том числе и Калмыкова. После смерти главврача его детище стало никому не нужно, и работы из музея растащили. К тому же некоторое время квартира Калмыкова была бесхозной, возможно, какие-то работы пропали и оттуда.

– Кто они – сегодняшние покупателями живописи в Казахстане?
– Первые коллекционеры появились, на моей памяти, всего лет 10 назад, когда у бизнесменов появились свободные деньги. Среди них были и люди с хорошим вкусом, и те, кто просто вспомнил, что предметы искусства покупать престижно. Кто покупал не глазами, а ушами, то есть слышал, к примеру, что у Дариги Назарбаевой есть работы Калмыкова, и тоже их приобретал, причем не важно было, хорошая картина или плохая.
Первой волне коллекционеров все было интересно, и покупали они очень много. Потом пресытились. Это ведь тоже наука – уметь распоряжаться своей коллекцией. С ней нужно работать.
Первая волна коллекционеров сейчас на рынке практически не появляется. Они были в самом начале, и у них была возможность выбрать лучшее. Сейчас появилось новое поколение коллекционеров – люди лет тридцати. Они только начинают собирать живопись.

– Вложение в предметы искусства всегда считалось прибыльным. Можно ли сказать это и о казахстанской живописи?
– Конечно, даже если цена слегка падает, то потом очень быстро восстанавливается. Прирост на действительно стоящие картины может достигать 30%. По моим подсчетам, реальный рост стоимости где-то 5-10%. А пик цен в Казахстане на живопись еще наступит не скоро.

– Как галереи переживают экономический кризис?
– Наша галерея пережила его очень тяжело. До кризиса мы каждую неделю продавали работы, бывало и не одну картину. А в первый год кризиса продали всего одну. Даже подделок на Калмыкова, которые одно время заполонили город, стало гораздо меньше. Спрос упал. Какой смысл подделывать? Оригиналы висят – не берут.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
 
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo