До и после Баха

Опубликовано
«Камерата Казахстана», как один из самых экспериментирующих коллективов, проводит сезон старинной музыки. Этот жанр и у самих классических музыкантов считается не очень популярным и редко встречается в концертном репертуаре. Но этот выбор вполне соответствует духу ансамбля, культивирующего жанры, которые знают плохо не только у нас, но и на родине произведений – в Европе.

«Камерата Казахстана», как один из самых экспериментирующих коллективов, проводит сезон старинной музыки. Этот жанр и у самих классических музыкантов считается не очень популярным и редко встречается в концертном репертуаре. Но этот выбор вполне соответствует духу ансамбля, культивирующего жанры, которые знают плохо не только у нас, но и на родине произведений – в Европе.

К новой экспериментальной программе – так называемой добаховской музыке – «Камерата» готовилась основательно. Подготовка к музыке барокко проходила и по видеоматериалам из Европы, и по изучению законов исполнения того времени, когда существовала масса приемов, не встречающихся в современной музыке, и по разучиванию танцев, которые со своими особыми размерами и темпами составляли всю музыку XVIII века.

Естественно, подготовка к концерту старинной музыки не обошлась без изучения основных инструментов средневековых ансамблей – разновидности большой лютни – теорбы, лиры и прародительницы современных скрипок – виолы. Достать эти инструменты для казахстанского коллектива оказалось нереально, поэтому выкручивались так же, как и музыканты в Европе: с классических скрипок убрали подбородники и использовали жильные струны, а не металлические, кроме этого использовали барочные смычки, которые от обычных отличаются формой и весом. В достигаемом звучании нет прежней силы, но таким образом создается камерность и особая, интимная атмосфера концерта.

Старинная камерная музыка предназначена для очень узкого круга слушателей. Даже в Москве и Европе ее можно услышать очень редко. Тем не менее художественный руководитель «Камераты» Гаухар Мурзабекова оглядывается именно на Европу, где сейчас наблюдается всплеск интереса к музыкальным истокам и барочной музыке, в частности.

От европейской моды на барокко отечественный ансамбль взял и манеру исполнения, которая в Казахстане практикуется очень редко. Вместо больших ансамблей с солистами «Камерата» проводит серию концертов старинной музыки малыми коллективами – дуэтами, квартетами, квинтетами.

Прошедший в начале этой недели концерт получился очень разным по исполнительскому мастерству. Обычно внимательные к мельчайшим деталям музыканты «Камераты», видимо, не совсем овладели новым репертуаром, отчего юные исполнители, выступавшие в первом отделении, допускали досадные ошибки. Также имитация звуков теорбы на гитаре и клавесина на синтезаторе несколько смущала своей искусственностью. Однако ближе к концу музыкального вечера ситуация заметно улучшилась – высокий уровень профессионализма коллектива взял верх. Великолепное исполнение избранных произведений из Россини, Гайдна, Телемана и, в особенности, Баха, произвело чарующее впечатление. Барочная музыка оказалась не менее интересной, чем произведения популярных Вивальди или Моцарта.

Завершить программу добаховской музыки «Камерата» планирует концертом французских музыкантов, играющих на подлинных старинных инструментах, и танцоров, исполняющих ригодон, гавот и другие танцы позднего средневековья, которые для казахстанцев, как надеются экспериментаторы, станут настоящим открытием.

Читайте также