Вариации свободных танцев

Опубликовано
Среднестатистический зритель едва ли догадывается, что у балета несколько граней. В первую очередь, его воспринимают как классическое искусство, ассоциируя с пачками, пуантами и «умирающими лебедями», тогда как балет может быть и театром абсурда, и рок-спектаклем, и просто свободным танцем. На сцене ГАТОБ имени Абая идут антибалет «Лысая певица», поставленный по одноименной пьесе Эжена Ионеско, одноактные балеты «Аранхуэс», «Джаз-кафе», а также рок-балет «Юнона и Авось», которые рушат сложившиеся стереотипы.

Среднестатистический зритель едва ли догадывается, что у балета несколько граней. В первую очередь, его воспринимают как классическое искусство, ассоциируя с пачками, пуантами и «умирающими лебедями», тогда как балет может быть и театром абсурда, и рок-спектаклем, и просто свободным танцем. На сцене ГАТОБ имени Абая идут антибалет «Лысая певица», поставленный по одноименной пьесе Эжена Ионеско, одноактные балеты «Аранхуэс», «Джаз-кафе», а также рок-балет «Юнона и Авось», которые рушат сложившиеся стереотипы.

Свободный, пластический, ритмопластический танец возник еще в начале ХХ века. Это было настоящим движением за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. В свободном танце были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танцы в стилях модерн и джаз-модерн контемпорари (contemporary) и даже буто и контактная импровизация. Одним из идейных источников нетрадиционного балета стало движение за физическое совершенствование и раскрепощение тела. То, что у тела есть собственный язык, еще в XIX веке констатировал французский театральный актер Франсуа Дельсарт. А сегодня «поэзия тела» прокламируется театрами современного танца во всем мире.

К настоящему моменту в Казахстане уже сформировались подобного рода школа и культура, причем зрителей она интересует не меньше ее создателей. Отечественный танцевальный авангард ныне представлен не только мэтрами отечественного contemporary – театром танца Гульнары Адамовой «Самрук» и «Gabbasov Sisters Company», но и новой генерацией молодых хореографов – выпускников и дипломников факультета хореографии Национальной академии искусств имени Жургенова. С каждым годом проекты совершенствуются: коллективы, к примеру, принимают участие в Центрально-Азиатском фестивале современного танца, в специализированных международных фестивалях, нередко представляя Казахстан на праздниках культуры.

На днях в ГАТОБ имени Абая театр современного танца «Самрук» исполнил не новый, но многими любимый антибалет «Лысая певица» – фарс, шарж и пародию на мир, в котором мы живем. На сцене возникали люди, подчинившиеся штампам и превратившиеся в обывателей, которыми управляют предметы, в действительности оказавшиеся более полными жизни, чем люди. Мы следим за действием спектакля театра абсурда, а между тем наблюдаем нашу реальную жизнь до пошлости скучную. «Самрук» удивительно точно выражает идею франко-румынского драматурга Эжена Ионеско метафорой современного танца, осмысливая который, хочется погрузиться в действие заново.

Благо, исполнительский диапазон труппы широк: от классического балета до авангарда, от миниатюр и одноактных балетов до больших спектаклей. В репертуаре коллектива: «Донна Бернарда» и «Маргарита Готье», «Игра в карты» и «Чайка Джонатан Ливингстон», «Second hand». В прошлом году на Центрально-Азиатском фестивале современного танца коллектив представил пластическую постановку «Джаз-кафе». Эта история повествует о девушке, находящейся в поиске любви: в сумраке портового кафе танцуют официанты, происходит поединок ковбоев, страстное танго и любовь, конечно же. Премьера балета на Большой сцене ожидается 26 февраля в ГАТОБе имени Абая вместе с постановкой в испанском стиле «Аранхуэс». Теперь можно не только любоваться американскими CONFIGURATION DANCE THEATRE и другими аналогичными иностранными проектами на голубом экране или on-line, но и испытать «поэзию тела» в реальной жизни, которая не боится никаких пародий.

Читайте также