«Уровень спроса на IT-продукцию часто диктуется локальным законодательством и уровнем развития самого рынка»

Опубликовано
О том, как на территории Казахстана развиваются информационные технологии, и какие нововведения в этой области следует ожидать в ближайшее время, рассказал «Къ» руководитель направления Information Management, Hewlett-Packard в Центральной и Восточной Европе Евгений Викторович Веденяпин.

О том, как на территории Казахстана развиваются информационные технологии, и какие нововведения в этой области следует ожидать в ближайшее время, рассказал «Къ» руководитель направления Information Management, Hewlett-Packard в Центральной и Восточной Европе Евгений Викторович Веденяпин.

– Как, на ваш взгляд, происходит в Казахстане развитие рынка информационных технологий, и какую роль в нем вы отводите HP?
– В Казахстане мы начали работать раньше многих других вендоров, и благодаря этому мы занимаем лидирующую долю рынка. Если до кризиса приоритетом являлось развитие в инфраструктурном направлении, то в настоящее время многие компании задумались о необходимости рационального расходования ИТ-бюджетов и поиске эффективных, с точки зрения стоимости, решений. Поэтому сейчас мы уделяем внимание именно этому направлению и видим в этом потенциал роста как для моего направления по управлению информацией, так и для HP Software в целом.
В Казахстане информационные технологии стремительно развиваются. У вас очень продвинутое законодательство. Ваш регион по многим направлениям развивается на уровне, а иногда даже опережает Россию, чему способствует, в том числе, постоянное совершенствование законодательной базы. С другой стороны, здесь есть интересный момент в том, что, например, если сравнивать Казахстан с Западной Европой, то внутренний ИТ-рынок там, несомненно, более развит с точки зрения бизнеса локальных участников. На западном рынке присутствуют очень квалифицированные партнеры: они в состоянии самостоятельно продвигать решения, владеют определенным уровнем технологической экспертизы и очень часто – уровнем влияния на заказчиков не меньшим, чем вендоры. В этом смысле в Казахстане, безусловно, есть с одной стороны потенциал роста для локальных ИТ-компаний, с другой стороны – риск растущей конкуренции с более эффективными компаниями, например, из России.

– Какие компании в Казахстане являются Вашими основными стратегическими заказчиками?
– Основными заказчиками вообще в мире на данном этапе являются финансовые институты и телекоммуникационные компании. Сейчас невозможно представить ни один банк, ни одну телекомпанию без сложной ИТ-инфраструктуры с серьезными требованиями к ней. Но нельзя не сказать и о том, что наряду с коммерческим сектором в Казахстане сейчас активно развивается государственный. В частности, это касается темы электронного правительства и процессов внутренней автоматизации.

– Существуют ли на сегодняшний день мировые технологии, которые сейчас недоступны Казахстану?
– Ничего недоступного не существует. Я не думаю, что есть какой-то технологический разрыв, и во Франции мы не предлагаем решения, которых не можем предложить и в Казахстане. Предложения для всех стран одинаковы. Я не вижу никаких финансовых и технологических преград. Конечно, есть уровень спроса, который часто диктуется локальным законодательством и уровнем развития рынка. В пример здесь можно привести такие услуги, как SAAS (предоставление программного обеспечения как услуги) и аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Но Казахстан хорошо и постоянно развивается, согласно лучшим мировым практикам. И я уверен даже, что у вас спрос зачастую более серьезный, чем в Западной Европе, где те или иные темы могут быть уже разрешены или закрыты.

– Какие компании в Казахстане можно отнести к списку наиболее качественно управляющих своей информацией?
– Я уже упоминал банки и телекоммуникационные компании, которые вынуждены находиться на хорошем уровне, это критическая часть их бизнеса. Однако при наличии серьезной инфраструктуры возникают новые задачи, решаемые нашим портфелем – например, проблемы производительности тех или иных систем либо задачи, связанные с ростом объемов и долговременным хранением данных. Также, несомненно, есть и промышленные компании, которые стремятся к качественному управлению информацией, выстраиванию эффективных бизнес-процессов и систем документооборота.

– Существует ли какой-либо «базовый пакет» услуг по управлению информацией от сервисных компаний, в частности, от HP?
– Если говорить о портфеле НР IM (Information Management), то он у нас в большой степени ориентирован не на базовый пакет услуг, а на какие-то конкретные потребности заказчиков, которые сложно и невозможно разрешить какими-то обычными средствами. К примеру, могу перечислить целый пакет решений, которые могут позволить избавиться на годы вперед от проблем производительности в тех или иных узлах: электронная почта или база данных, файловое хранилище, система документооборота. Наши решения, в том числе аппаратно-программные, позволяют заказчикам такие задачи решать. Поэтому имеет смысл говорить не о пакете сервисных услуг, а о каких-то конкретных проблемах заказчиков, которые сегодня являются наиболее актуальными.
К примеру, у нас есть набор решений, связанных с повышением производительности различных систем. И это одна из тех тем, про которые не приходится долго объяснять заказчику, зачем ему это надо. Дело в том, что многие ИТ-системы в Казахстане, да и в России, были созданы примерно в одно и то же время, и сейчас они накопили внутри себя такой объем данных, который напрямую влияет на их производительность.
На самом деле рост объема данных, с которыми приходится иметь дело ежедневно в каждой организации, постоянно растет. Эти объемы попадают во внутренние ИТ-системы, соответственно нужно, чтобы вся эта информация быстро и оперативно поступала к тем людям, которым она нужна, Во всех ИT-системах есть информация, часто используемая и свежая, а есть та, которая появилась какое-то время назад, нужна относительно редко, но в то же время удалить которую из системы невозможно. У нас есть целый спектр решений , позволяющий построить архитектуру эффективного хранения данных, решив проблему производительности, и гарантировать ее отсутствие в условиях дальнейшего роста. Портфель НР IM – это целый спектр таких стратегий. Есть, например, также проблема автоматизации внутренних бизнес-процессов, на чем играют многие вендоры, а также локальные разработчики, у НР тоже есть что предложить. Самое важное, что нас выделяет – это возможность интеграции таких продуктов с остальным портфелем.

– Какие планы у компании HP на ближайшие годы в отношении Казахстана?
– Как я уже упоминал, во время кризиса появилась тенденция сдвига спроса в направлении более сложных ИТ-решений, с более пристальной оценкой стоимости проектов и возврата инвестиций. Я вижу очевидную перспективу для решений по управлению инфраструктурой, по сложным проектам в управлении информацией. И в общем, думаю, что этот рынок будет развиваться быстрее, чем ИT-рынок в целом.
Как вы знаете, HP присутствует на рынке Казахстана уже 10 лет. И если говорить о базе заказчиков, то почти каждая крупная компания уже имеет у себя какие-либо решения от HP. Стратегия нашей компании как в мире, так и в Казахстане, направлена на то, чтобы нас знали как компанию, предлагающую полный спектр тех сложных решений, которые сейчас будут востребованы. Это касается, в том числе, и управления информацией.

– Есть ли какие-либо технологии, которыми HP на сегодняшний день не владеют?
– В данном этапе мы – чуть ли не единственный вендор, способный предложить практически полный спектр продуктов, покрывающий потребности почти любой компании: от принтеров, ноутбуков и серверов до сложных систем хранения и продуктов и сервисов по организации внутренних ИТ-служб, систем автоматизации документооборота и так далее.

– Кто является вашим основным конкурентом на рынке Казахстана?
– Основные конкуренты – это крупные мировые вендоры. Я не готов говорить за весь HP, в плане IM, мне кажется, у нас в сравнении с конкурентами очень интересная линейка, которая позволяет закрывать те проблемы, которые нашим конкурентам решить сложно. С моей точки зрения, у нас уникальный портфель, и мы часто подходим по-другому к стратегии управления информацией. К примеру, рассмотрим документооборот: многие наши конкуренты исповедуют подход к управлению документооборотом на основе единого контейнера, в котором у вас хранятся документы, и поверх которых вы настраиваете бизнес-процесс (так называемые ECM-решения). У HP в этом смысле совершенно другой подход: мы считаем, что нужно управлять не документами, а исходить из бизнес-процессов. А документы будут возникать по ходу. Решения, которые получаются исходя из этой стратегии зачастую получаются легче и эффективнее.

– Какой ценовой политики придерживается компания HP?
– Представьте, что вы пришли в магазин, и вам представлено несколько видов сметаны. При прочих равных условиях вы, возможно, выберете самый дешевый вариант, но если окажется, что самый недорогостоящий вариант содержит генномодифицированные ингредиенты, то вы его не приобретете. И очевидно, что все заказчики выбирают по такому же принципу: сначала оценивают качество, далее анализируют стоимость услуг и, в конечном итоге, оценивают выгоду по соотношению цена – качество. Думаю, что ценовая политика HP выстроена на основе оптимального соотношения: цена – качество.

– В каких информационных продуктах HP является безусловным лидером?
– Как я уже говорил, у нас наиболее широкий портфель решений, который может удовлетворить практически все потребности заказчиков. Многие из этих решений, как в программной, так и в аппаратной части, являются лидерами рынка. Программное обеспечение НР – это зрелый и известный на рынке порфель, внутри которого есть порядка 300 решений, практически половина из которых занимает лидирующие места в своем классе среди продуктов других вендоров. Что касается Казахстана, то и здесь мы – тоже лидеры.

– Внедряете ли вы сейчас в Казахстане какие-либо принципиально новые разработки?
– Говоря о новых веяниях, можно отметить, например, аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Это не просто услуга по хранению информации, это целый комплекс услуг. И идея заключается в том, чтобы вынести всю ИТ-службу во внешнюю среду, на аутсорсинг. Это направление, в котором двигаются очень многие западные компании. В Казахстане на данном этапе оно находится на ранней стадии развития. Очевидно, что такой процесс подразумевает под собой создание целой экосистемы компаний, которые умеют предоставлять такие услуги. В первую очередь, должно быть соответствующее законодательство, которое будет регулировать эту деятельность, например, позволить заказчику контролировать риски, связанные с потерей или утечкой информации.

– Какие решения HP может предложить для увеличения производительности труда в компании заказчика?
– У нас есть целый набор решений и стратегий для решения таких задач. Большая часть портфеля НР IM позволяет решать эти проблемы. Например, сразу приходит в голову система управления записями и автоматизацией бизнес-процессов – HP TRIM – она способна эффективно автоматизировать бизнес-процессы любой организации, а также связывать между собой уже существуюшие системы. Также очевидно, что все решения для решения проблем производительности ИT-систем тоже повышают производительность труда компаний-заказчиков.

– Каков рекламный бюджет компании HP в Казахстане?
– Если говорить о направлении программного обеспечения, то мы уделяем основное внимания не рекламе, а маркетингу. Маркетинговые кампании работают намного эффективнее с точки зрения позиционирования решений и услуг для заказчиков, чем рекламные проекты.

– Насколько сильно кризис коснулся компания HP?
– Нельзя сказать, что кризис нас не коснулся. Однако за счет оптимизации расходов по показателям прибыльности мы остались примерно на уровне прошлого года, несмотря на то, что большинство компаний заморозили свои бюджеты и заняли выжидающую позицию. Но этот период был кратковременным, а восстановление последовало незамедлительно. Кризис привел к тому, что ИТбюджеты в компаниях стали расходоваться более эффективно, на рынке начали появляться более интересные решения с точки зрения оптимизации затрат. Если раньше вопросы обычно решались стандартным образом – например, давайте купим новое оборудование, то теперь компании подходят ко всему более взвешенно и экономично. Одни и те же задачи, очевидно, можно решать за разные суммы. Если у вас есть проблема, то вполне возможно, что ее можно решить более экономично и со стратегической перспективой.

ЕВГЕНИЙ ВЕДЕНЯПИН, руководитель направления Information Managment, HewlettPackard в Центральной и Восточной ЕвропеРодился в Моске 30 сентября 1976 года.
В 1999 году окончил Механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
С 1999 по 2004 год работал в Европейском центре ядерных исследований (CERN, Женева, Швейцария) в ряде IT-проектов, связанных со строительством Большого адронного коллайдера (LHC).
С 2004 по 2006 год – компания «Росбилдинг», менеджер внутренних IT-проектов.
С 2006 по 2008 год – директор по развитию бизнеса российского системного интегратора Квазар-Микро (существующее название – Sitronics IT Solutions).
С ноября 2008 года работает в Hewlett-Packard, отвечая за развитие практики Information Management.

Читайте также