Новая религия киноманов

Опубликовано (обновлено )
После десятилетнего отпуска легендарный Джеймс Кэмерон показал миру «Аватар». Фильм бюждетом в $300 000 000. Сумма многообещающая, но не это главное: работы Кэмерона – «Терминатор» или «Титаник», «Чужие» или «Бездна» – громче всяких слов, поэтому новый фильм едва ли может не понравиться.

После десятилетнего отпуска легендарный Джеймс Кэмерон показал миру «Аватар». Фильм бюждетом в $300 000 000. Сумма многообещающая, но не это главное: работы Кэмерона – «Терминатор» или «Титаник», «Чужие» или «Бездна» – громче всяких слов, поэтому новый фильм едва ли может не понравиться.

Строгие критики и те не находят сегодня аргументов, чтобы выставить Джеймсу низкий балл. «Аватар» – это фосфоресцирующая сказка, волшебный мир грез и фантазий, которые в определенный момент становятся нашей реальностью. Режиссер работал над фильмом четырнадцать лет, создав в итоге не просто красивую картинку с небывалыми спецэффектами, но и вполне оригинальный сюжет с социальной проблематикой и философией. В кинофильме смешались lovestory, экшн, фэнтези – виртуальный мир никогда еще не был столь реалистичным. Возникает даже ощущение, что Кэмерон все-таки бывал на Пандоре и воочию видел синих туземцев На’ви.

Однако при всех достоинствах «Аватар» не превзойдет «Титаник» в бокс-оффисе просто потому, что в мире нет столько цифровых кинотеатров, чтоб показать это 3D-чудо. Последние 3D-релизы, такие как «Беовульф», производили сильное впечатление, но их компьютерные люди были не слишком похожи на настоящих. А вот у Джеймса Кэмерона и 3D на высоте, и мультяшки живые как мы с вами. Только вот в наших кинотеатрах у 3D-проекторов слишком слабые лампы, отчего картинка получается темнее, чем нужно. Поэтому следствие высоких технологий – уставшие глаза.

Тем не менее у нас есть альтернатива, и 166 минут экранного времени «Аватара» могут стать удовольствием. Действие картины переносит зрителя в следующий век, на планету Пандора. Здесь люди пытаются добывать жизненно важные ресурсы на самобытно устроенной земле, где уцелеет лишь тот, кто четко следует инструкциям и приказам. Джейк Салли (Сэм Уортингтон), прикованный к инвалидной коляске ветеран, прибывает в Пандору с миссией. Соединившись со своим аватаром, искусственно выращенным гибридом из клеток местной гуманоидной расы На’Ви и человеческой ДНК, Джейк отправляется в первую экспедицию. Вылазка прерывается столкновением с главным хищником леса, огромным танатором, и стаей вайпервульфов. Спасенный аборигенкой Нейтири (Зои Салданья), Джейк попадает в деревню На’Ви, где начинает понимать чужую культуру и следовать инопланетным ритуалам. Роман между Джейком и Нейтири доказывает, что Кэмерон не потерял способности вызывать эмоции. Неслучайно режиссер назвал метод съемок «захватом эмоций», emotion capture. Мы сопереживаем героям и буквально участвуем в их жизни, наблюдая за полетами на птеродактилях Икранах и перемещениями по светящейся земле Пандоры. Именно такое кино сегодня можно назвать новой эрой кинематографа.

Кэмерон рассказывает в «Аватаре» старомодную сказку о борьбе добра со злом, педалируя тему разрушения человеком природных благ и Вселенной в общем. Такая проблема уже ставилась прежде, хотя бы в «Районе №9»: похожая идея перевоплощения, рослые мутанты с человеческими потребностями, актуальные социальные вопросы. Только «Район № 9» основан на реальных событиях, происходящих в ЮАР. И вместо инопланетян в условном «Районе №9» проживали афроамериканцы, которых собирались переселять, чтобы на месте гетто построить что-то вроде «сити». Но, безусловно, Кэмерон перещеголял всех. Может, когда-нибудь «Аватар» получит сиквел, а потом станет сагой и породит движение фанатов, верящих в божественную Айву и поклоняющихся новому идолу – Джеймсу Кэмерону.

Читайте также