Китай: Пять возможных сюрпризов 2010 года

Опубликовано
Седьмого декабря завершилась Главная экономическая конференция, на которой обычно определяются основные принципы экономической политики на будущий год. Ключевые положения данной политики совпадают с нашими ожиданиями, и, следовательно, наши долгосрочные экономические и политические прогнозы на 2010 г. остаются прежними.

Седьмого декабря завершилась Главная экономическая конференция, на которой обычно определяются основные принципы экономической политики на будущий год. Ключевые положения данной политики совпадают с нашими ожиданиями, и, следовательно, наши долгосрочные экономические и политические прогнозы на 2010 г. остаются прежними. В данной статье перечислено пять возможных сюрпризов в отношении нашего базового сценария на 2010 г. В данном случае сюрприз – это событие, вероятность наступления которого составляет от 10% до 30%.

Базовый сценарий: Краткое описание
Мы ожидаем укрепления китайской экономики и более сбалансированного роста при слабом инфляционном давлении в 2010 г. При этом рост ВВП в Китае составит 10%, а инфляция потребительских цен – 2.5%. Вероятно, движущие силы экономического роста станут более сбалансированными. Жесткая политика, проводимая в этом году, скорее всего, будет продолжена для обеспечения быстрого увеличения инвестиций в конце этого года. Кроме того, в 2010 г. ожидается рост инвестиций в недвижимость, что частично компенсирует уменьшение объема инвестиций в инфраструктуру, которое произойдет из-за высокого базового уровня в 2009 г. Частное потребление, скорее всего, будет постоянно увеличиваться в течение 2010 г. по мере роста потребительского доверия и уровня занятости. Предполагается, что в 2010 г. возобновится рост объемов экспорта после резкого спада в 2009 г.; в совокупности с ростом прибыли это должно способствовать привлечению частных инвестиций в движимое имущество. Существующая чрезмерно свободная политика стабилизируется, однако в целом будет по-прежнему ориентирована на поддержку. В начале 2010 г. нынешняя политика станет нейтральной по мере нормализации темпов банковского кредитования: примерно с 10 триллионов юаней в 2009 г. до 7-8 триллионов юаней в 2010 г. Народный банк Китая предположительно поднимет базовую процентную ставку в начале 3 квартала 2010 г., а затем два раза во второй половине 2010 г. на 27 б.п. Часть второго полугодия 2010 г. текущий курс юаня будет оставаться прежним.

Сюрприз 1: Ужесточение политики в начале 2 квартала 2010 г.
В следующих кварталах может произойти быстрая стабилизация основных макроэкономических показателей (например, рост ВВП и экспорта в годовом исчислении) вследствие низкого базового уровня. Темпы роста ВВП могут составить в 1 квартале 2010 г. 11-12%. Более того, после падения в течение большей части 2009 г. начнется рост экспорта и инфляции. Такие высокие основные показатели могут вызвать обеспокоенность по поводу перегрева экономики. На этом фоне и ввиду чрезмерно свободной политики, проводимой в 2009 г., политические стратеги могут снова ужесточить политику, несмотря на незначительное восстановление стран Большой Тройки, а также жесткий количественный контроль банковского кредитования и значительное повышение процентных ставок. При таком сценарии объем новых банковских кредитов может составить в 2010 г. менее 7 триллионов юаней, а ставки могут быть повышены более трех раз, причем первое повышение может произойти гораздо раньше начала цикла увеличения ставок ФРС США. Это может сорвать планы по восстановлению, что приведет к двойному падению экономического роста, так как возможное резкое повышение основных показателей стало бы следствием низкого базового уровня. Укрепление экономики должно быть отражено в последовательном поквартальном росте, темпы которого будут увеличиваться на 8,0-9,5% в годовом исчислении. Однако снижению данного риска может способствовать один ключевой фактор. Государственный комитет статистики принял решение впервые публиковать поквартальные темпы роста ВВП в 2010 г. Если бы официальные данные отражали относительно низкие поквартальные темпы роста (например, 8-9% в годовом исчислении), несмотря на относительно высокий темп роста в годовом выражении в первом квартале 2010 г., это позволило бы урегулировать споры по поводу политики и, тем самым, снизить риск возможного преждевременного ужесточения политики.

Сюрприз 2: Рост инфляции потребительских цен более чем на 4,0%
Если экономическое восстановление в Большой Тройке окажется более устойчивым, чем ожидалось, может произойти рост объемов китайского экспорта и, следовательно, использования производственных мощностей, а также мировых цен на сырье, что, вероятно, приведет к росту ВВП и усилению инфляционного давления. Или же цены на сырье могут быстро вырасти даже без существенного увеличения основных показателей мировой экономики в результате усиления аппетита к риску в условиях большого объема ликвидности и ослабления американского доллара. Предположим, что средняя стоимость сырой нефти вырастет до 100 долларов США за баррель, а инфляция цен на продукты питания составит 10% (в отличие от 85 долларов США за баррель и 5% соответственно, согласно базовому сценарию), и что ценовое давление сможет снизить стоимость готовой продукции. В таком случае инфляция потребительских цен может составить более 4% и даже достичь максимума в 6%. Это «летний» сценарий, или сценарий перегрева, представленный в нашей концепции «Четыре времени года», которая обсуждалась в отчете по прогнозу на 2010 г.

В случае реализации такого рискового сценария, следует ожидать:
Более раннего, чем предполагалось, повышения процентных ставок, ужесточения контроля над кредитованием или даже повышения стоимости юаня, в случае если бы более высокий уровень инфляции отражал укрепление мировых экономических показателей; и возможного административного контроля внутренних цен на основные виды сырья (например, энергоносители, продукты питания), в случае роста цен в результате спекуляций без существенной поддержки, подобно действиям китайских властей, предпринятым в 2007-2008 гг.

Сюрприз 3: Повышение ставок Народным банком Китая на месяц раньше, чем ФРС США
Учитывая фактическую привязку юаня к американскому доллару, срок повышения китайских ставок станет не только пунктом собственного прогноза Китая по инфляции, но и будет в центре прогноза ФРС США. В целом, маловероятно, что Народный банк Китая поднимет процентные ставки раньше ФРС США. Но даже в таком случае повышение произойдет на фоне всеобщей уверенности в неизбежном повышении ставок в США. Следовательно, было бы удивительно, если бы Народный банк Китая повысил процентные ставки раньше ФРС более чем на месяц. Кстати, по мнению наших специалистов в области американской экономики, ФРС поднимет процентные ставки в 3 квартале 2010 г. Народный банк Китая может неожиданно поднять ставки в качестве ответной меры при более сильном инфляционном давлении на индекс потребительских цен или стоимость активов. Однако, по нашему мнению, если ФРС США не начнет первой повышать ставки, то при управлении монетарной политикой Народный банк Китая будет в первую очередь руководствоваться ростом требуемой резервной нормы. При этом «ограничение финансового левериджа» в экономической системе, скорее всего, станет приоритетом номер один с целью сведения к минимуму систематических рисков в случае разрыва пузыря активов. В результате были бы приняты различные меры:
внедрение строгих правил выдачи ипотеки покупателям жилья;
введение ограничений на маржинальную торговлю на фондовом рынке;
введение жестких требований в отношении достаточности основного капитала банков;

Ассиметричная либерализация контроля внешнего счета капитала, что приводит к оттоку капитала (например, через программы QDII (квалифицированные институциональные инвесторы), и попытки предотвратить одностороннюю игру на разнице курсов юаня и доллара США, которая привела бы к притоку «горячих денег».

Сюрприз 4: После ноября 2010 г. юань будет по-прежнему фактически привязан к американскому доллару
Мы предполагаем, что юань фактически будет привязан к американскому доллару и во второй половине 2010 г. Однако было бы удивительно, если такое же положение сохранилось бы и после ноября 2010 г., когда должен пройти саммит Большой 20-ки в Корее. В коммюнике, представленном 8 ноября 2009 г. после завершения Заседания Министров финансов и глав Центробанков стран Большой 20-ки в Великобритании, указан график координирования политики в странах-участницах, состоящий из 4 этапов:
«Разработать государственные и региональные политические системы, программы и проекты к концу января 2010 г.;
выполнить начальный этап совместного процесса взаимной оценки соответствия государственных и региональных политик общим целям (дополненной результатами анализа МВФ и Всемирного банка), с учетом организационных мероприятий в апреле 2010 г.;
разработать комплекс политических мер для достижения данных целей, которые будут рассмотрены лидерами стран на следующем саммите, в июне 2010 г.;

усовершенствовать принципы взаимной оценки и разработать более точные рекомендации в отношении проводимой политики для рассмотрения лидерами стран на саммите в ноябре 2010 г. Скорее всего, среди «более точных рекомендаций в отношении проводимой политики», которые будут рассматриваться главами стран Большой Двадцатки в ноябре 2010 г., будет повышение валютного курса развивающимися странами, обладающими большим профицитом текущего счета. Если китайские власти хотят продемонстрировать мировое превосходство Китая и избежать неодобрения со стороны стран Большой Двадцатки, было бы целесообразно сделать символический шаг, отказавшись от фактической привязки юаня и возобновив постепенное повышение его стоимости в преддверии саммита. Кроме того, циклические условия развития экономики – при более устойчивом восстановлении экспорта и умеренном инфляционном давлении – также должны стать основой для принятия таких мер к ноябрю.

Сюрприз 5: Принятие жестких мер в отношении сектора недвижимости аналогично политике 2008 г.
В результате устойчивого восстановления в данном секторе в целом и недавнего быстрого повышения цен на недвижимость в некоторых крупных городах, рыночные эксперты, политические советники и простые жители стали жаловаться на недоступность жилья и призывать правительство принять необходимые меры. Поразительные изменения на рынке недвижимости произошли на фоне стремительного восстановления спроса с начала этого года наряду с запаздывающей реакцией со стороны предложения. Последнее отражает медленные темпы роста в строительном секторе в 2008 г., когда на всем рынке произошел крах вследствие интервенции со стороны китайских властей (слишком сильной, на наш взгляд) в конце 2007 г. Соотношение спроса и предложения, скорее всего, останется несбалансированным до появления нового предложения через 6-9 месяцев. Тем временем, возможно продолжение роста цен на недвижимость. В таких условиях многие начинают беспокоиться по поводу того, что в случае такого же быстрого роста цен на недвижимость, как в этом году, китайские власти снова вмешались бы в работу рынка недвижимости, как это было в конце 2007 г. и 1 половине 2008 г. Такая интервенция привела к серьезному повсеместному спаду на рынке жилья. В действительности, случившееся еще свежо в памяти многих участников рынка.

По мере усиления риска такой интервенции было бы удивительно, если бы китайские власти снова пошли по этому пути в 2010 г., так же как в 2007-08гг. Сектор недвижимости является важнейшим источником естественного развития Китая. И уроки, полученные за последние несколько лет, показали, что стабильный политический климат важен для процветания и устойчивого развития китайского сектора недвижимости. Учитывая его важность при обеспечении экономического восстановления и устойчивого роста, любое беспокойство, вызванное тем, что изменение политики может разрушить данный сектор, как двигатель роста, неуместно. Принимая во внимание вышесказанное, ужесточение правительством существующих правил (например, увеличение первого взноса при получении второй ипотеки) во избежание нарушений со стороны спекулянтов было бы оправданным. Данные меры не изменили бы общее положение в секторе недвижимости – показатели функционирования которого, по нашему мнению, остаются стабильными – а, напротив, способствовали бы устойчивому развитию в долгосрочной перспективе.

Читайте также