«Были случаи, когда облигации банков можно было купить за 30% от номинала»

Опубликовано (обновлено )
О тенденциях и перспективах фондового рынка Казахстана, об изменениях, которые происходят в структуре инвесторов и инвестиционных стратегиях, рассказывал «Къ» председатель правления АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ» Даулет Усеров.

О тенденциях и перспективах фондового рынка Казахстана, об изменениях, которые происходят в структуре инвесторов и инвестиционных стратегиях, рассказывал «Къ» председатель правления АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ» Даулет Усеров.

– За последнее время на бирже произошло много изменений: объединение, дефолты и делистинги. Какой вы видите биржу в будущем? И какие изменения ее ждут в дальнейшем?
– KASE – единственная биржа в Казахстане, которая является главным организатором торгов. Прошедшее объединение было логичным: живя в одном государстве, в одном пространстве, иметь две площадки было бы экономически необоснованно. Наш кризис имел два этапа: сначала был внутренний, а следом за ним – мировой. В результате и финансовый сектор, и эмитенты утратили розовые очки, надежды на то, что они могут привлекать дешевые средства в больших объемах. Эмитенты взяли на себя слишком много обязательств, по этой причине и произошли дефолты. Это отпугнуло инвесторов, доверие было подорвано, особенно это касается рынка облигаций. Долговые ценные бумаги – очень важный для эмитента инструмент, являющийся одним из главных источников заимствования на фондовом рынке. Теперь мы не должны ожидать быстрого необоснованного роста долевых ценных бумаг, и подход к финансовым инструментам как со стороны инвестора, так и со стороны эмитента станет более взвешенным. Эмитенты, которые запятнали свою репутацию и подверглись делистингу, скорее всего, на биржу не вернутся. Однако мы надеемся на приход новых эмитентов и новых инструментов для инвестирования.

– Как вы сказали, многие инвесторы потеряли доверие к облигациям. Как теперь эмитенты могли бы их привлечь? Может быть, повышением доходности облигаций?
– Создается специальное рейтинговое агентство и с 1 января вводится обязательный рейтинг эмитента. При наличии рейтинговой системы легче выбрать надежного эмитента и создать качественный портфель. Также мы ожидаем прихода новых инвесторов в лице национальных компаний и их дочерних предприятий, а к ним доверие не утрачено. В ближайшее время будут популярны инструменты компаний, которые занимаются производством. Необходимый для инвестирования капитал на рынке присутствует, но отсутствие качественных инструментов не позволяет в полной мере использовать его. Помочь аккумулировать капитал призваны коллективные формы инвестирования, значит, возрастает актуальность ПИФов и профессиональных управляющих.

– Можно ли создать диверсифицированный портфель, используя только казахстанскую фондовую биржу?
– Это возможно, но такой портфель будет консервативным. Формирование более доходного портфеля вызовет определенную сложность, так как у нас представлены в основном финансовый сектор и сырьевые компании.

– На какие же рынки выходят ваша компания и инвесторы для того, чтобы создать смешанный или агрессивный портфель?
– Для этого можно использовать практически весь мировой рынок. Этот выбор зависит от потребностей клиента, его стратегии. Допустим, российский рынок нам ближе: тут и схожесть менталитета, и доступность аналитики и информации. Но можно выйти и на лондонскую биржу, где многочисленные инструменты и эмитенты представляют самые разные сектора бизнеса и экономики.

– Вызывает ли интерес инвесторов новая в Казахстане товарная биржа «ETS»?
– Создание «ETS» – это позитивный шаг. Я вижу здесь большую перспективу. На сегодняшний день на бирже в основном торгуются зерно и зерновые расписки, а зерновых трейдеров сейчас не так много: в основном это производители или посредники, и их деятельность имеет локальный характер. Но в будущем это направление будет интересно инвесторам, ведь в мировой практике это обычное явление, так что инвестиционный потенциал «ETS» несомненен.

– Товарная биржа «ETS» улучшила ситуацию с производными ценными бумагами, но все-таки в Казахстане операции с ними слаборазвиты, как вы думаете, почему?
– Производные инструменты имеют базовый актив, часто в виде ценных бумаг. В силу того, что у нас слабо представлены финансовые инструменты, надобности в производных ценных бумагах с базовым активом в виде акций или облигаций сейчас нет. Это актуально для товарной биржи, где можно торговать фьючерсами и форвардными контрактами на зерно.

– В мировой практике биржевую торговлю определяют две крупные группы игроков: «медведи», которые пытаются снизить цены на ценные бумаги, и «быки», стремящиеся поднять их. На противостоянии этих двух групп и держится биржа. Существует ли такое явление на казахстанской фондовой бирже?
– На нашем рынке сильно направленное движение «быков» и «медведей» отсутствует. Это связано с отсутствием большого количества ликвидных инструментов, из-за чего не наблюдается сильных колебаний. Чаще всего цена котируется в одном ценовом коридоре, и экономического обоснования быть «быком» или «медведем» пока нет. Но со временем, когда будет больше инструментов и эмитентов, когда биржа станет ликвидной, такие игроки появятся.

– А какие действия нужно предпринять, чтобы пришли новые эмитенты и ликвидность нашей биржи возросла?
– Тут стоит рассматривать экономику Казахстана в целом, а не только фондовый рынок. Казахстан – сырьевая страна, экспортирующая нефть, газ и металлы. И наши ликвидные инструменты – это ценные бумаги компаний, представляющих данный сектор. Новые эмитенты появятся тогда, когда будут созданы новые производства, новые направления в экономике. На это и направлена политика диверсификации экономики. Как только мы станем переходить от сырьевой составляющей к производственному сектору, для его развития потребуется привлечение средств. А пока у нас правят сырьевой и банковский сектора, вот они и представлены на бирже. Биржа ведь – это отражение экономики. Вот когда и казахстанцы поймут, что фондовый рынок – это дополнительный источник дохода, это тоже будет стимулировать развитие биржи и экономики в целом.

– Нужна ли финансовая грамотность для этого, и стоит ли сейчас привлекать население на фондовый рынок?
– На сегодняшний день в центральном депозитарии, который является платежным агентом во всех сделках, открыто 6000-8000 активных счетов. Эта цифра говорит о том, что наши люди до сих пор не знают, что такое акция и облигация. Казахстанцы должны понять, что фондовый рынок рядом. Ведь зачастую свободные деньги населения просто лежат без движения, а какую пользу они могли бы принести реальному сектору экономики. Порой люди, имеющие ценные бумаги, даже не знают, что они получают дивиденды, купонные выплаты. Ценные бумаги достались им от компании, в которой они работали долгое время. Политика повышения финансовой грамотности РФЦА должна привести наших соотечественников к пониманию того, что фондовый рынок реален и это способ получения инвестиционного дохода.

– В результате кризиса случился обвал котировок ценных бумаг. Что предпринимала ваша компания в этот период?
– Мы не вкладывали в инструменты, по которым был обвал, поэтому наш портфель не пострадал. Другое дело, что в это время было много возможностей. Многие инструменты сильно упали в цене, а наша компания имела хорошую ликвидность. Были случаи, когда облигации банков можно было купить за 30% от номинала. Или банки выдавали депозиты по 8-10%, а облигация этого же банка давала 30%. Кризис – это время возможностей, которых нет в обычное время. Этот год был для нас годом роста.

– Каким вы видите рынок управляющих компаний в следующем году, изменится ли стратегия формирования портфеля на рынке?
– Кризис показал эффективность деятельности управляющих компаний. В следующем году ожидается рост и укрепление казахстанской экономики. Многие инвесторы вновь заинтересовались фондовым рынком, но большинство из них самостоятельно не сможет эффективно действовать на фондовом рынке. Профессиональные управляющие компании, обладающие качественной аналитической базой, помогают правильно инвестировать деньги.

– А какие инвестиционные идеи кажутся вам наиболее актуальными в нестабильный период? Какие направления для инвестора интересны сейчас?
– На данный момент нужно придерживаться консервативной стратегии, так как последствия кризиса мы еще преодолеваем. Стоит искать более надежных эмитентов, и если казахстанские эмитенты не покрывают интересов инвестора, то альтернативой будет выход на международные рынки, где представлены различные ликвидные финансовые инструменты.

– Банки были основным финансовым источником для экономики страны, но сейчас их обороты сильно упали. Сможет ли фондовая биржа стать альтернативой и хотя бы частично восполнить данный пробел?
Я думаю, частично сможет, ведь выпуск долговых инструментов – один из источников финансирования. Мы ожидаем появления новых эмитентов, и инвесторы будут отдавать предпочтение самым надежным из них. Многие эмитенты испортили свою репутацию, допустив дефолт по обязательствам. Но в будущем перспектива у долговых ценных бумаг хорошая. Ведь облигационный заем зачастую обходится дешевле банковского, здесь не нужен залог, удобная процедура выплаты по срокам вознаграждений. Параметры сроков, ставок и выплат определяет сам эмитент. К тому же облигация – не единственный способ привлечения денег, существуют и другие возможности, допустим, выпуск акций.

– Какие тенденции фондового рынка вы могли бы отметить за прошедшие 10 лет?
– Фондовый рынок активно развивался и заметно вырос за последнее время. Изменилась нормативно-правовая база, увеличились биржевые обороты и количество участников, появились новые инвесторы. Если раньше здесь действовали только крупные игроки, такие как НПФ, банки и страховые организации, то постепенно стали появляться инвестиционные фонды и частные инвесторы, доля их участия возросла. Заметна тенденция ужесточения листинговых правил, направленная на прозрачность эмитента перед инвесторами.

– В России многие управляющие компании перешли на ценные бумаги эмитентов, близких к государству. Есть ли такая тенденция у нас?
– Для многих крупных инвесторов сейчас важна надежность, и государственные бумаги и ценные бумаги национальных компаний этому требованию отвечают. Но многое зависит от инвестора и его стратегии. Частные инвесторы, например, физические лица, не заинтересованы в данных инструментах, поскольку имеют альтернативу в виде депозитов. Частный инвестор хочет на фондовом рынке заработать, а с ценными бумагами эмитентов, близких к государству, высокой прибыли не достичь.

– Какие признаки, вы полагаете, говорят об улучшении состояния экономики?
– Мы как финансовая компания отслеживаем макропоказатели, которые необходимо учитывать при построении инвестиционной стратегии: рост ВВП, курс валюты, уровень инфляции, цену на нефть и т.д. Как только эти показатели нормализуются – можно будет говорить об улучшении. Немаловажным фактором является доверие инвесторов, их готовность инвестировать. Можно отметить и уровень индекса KASE, который растет, а как мы уже говорили, фондовый рынок – это зеркало экономики.

Даулет Усеров,
председатель правления АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ»

Работу на финансовом рынке начал с 1998 года в брокерско-дилерской компании «RG Securities», занимал должности Директора департамента бэк-офиса, Директора департамента трейдинга.

С 2006 года по 2008 год возглавлял руководство АО «Асыл-Ивест» в должности Председателя Правления, занимался вопросами формирования и построения команды, налаживанием внутренних и внешних бизнес-процессов компании, выстраивания отношений с партнерами и контрагентами. По результатам этого периода компания вошла в десятку лидеров фондового рынка.

С 2008 года по декабрь 2009 года являлся Председателем Совета Директоров АО «Асыл-Инвест», занимался решением стратегических задач, направленных на развитие бизнеса.

С декабря 2009 года вновь возглавил руководство компании «Асыл-Инвест» в должности Председатель Правления.

Читайте также