Если наступит завтра

Опубликовано (обновлено )
Уж сколько раз твердили миру, что он вот-вот канет в Лету! Психоз по поводу конца света стал едва ли не самым главным в массовом сознании после боязни облучающего эффекта микроволновок и опасных волн сотовых телефонов. Казалось, разговоры о глобальной катастрофе стали стихать после миллениума, как вдруг – новая высокобюджетная работа на эту тему от режиссера Роланда Эммериха.

Уж сколько раз твердили миру, что он вот-вот канет в Лету! Психоз по поводу конца света стал едва ли не самым главным в массовом сознании после боязни облучающего эффекта микроволновок и опасных волн сотовых телефонов. Казалось, разговоры о глобальной катастрофе стали стихать после миллениума, как вдруг – новая высокобюджетная работа на эту тему от режиссера Роланда Эммериха.

Сюжет фильма «2012» весьма незамысловат: конец света точно наступит 21 декабря 2012 года – это знали еще древние майя и библейские пророки. Глобальная катастрофа сеет панику и ужас, и вот в этой центрифуге простая американская семья пытается спастись. Достаточно избито – вспомнить хотя бы «Войну миров» Спилберга.

В «Послезавтра» был обледенелый Нью-Йорк, в «2012» же Сикстинская капелла весьма символично накрывает своим куполом верующих, калифорнийская земля покрывается трещинами, а Тибет затопляется гигантской волной. Все эти спецэффекты, наглядно демонстрирующие зрителю гигантское цунами, извержение вулкана, разлом земной коры, сдвиг материков и глобальное землетрясение уже превращают фильм в выставку достижений кинематографа XXI века. Все говорит о том, что для зрелищности, задуманной режиссером, фильм необходимо смотреть в кинотеатре.

Однако не спецэффектами едиными отметились авторы: фильм наполнен своеобразным юмором. Чего стоит только сентенция, объясняющая гибкость подачи информации властями: «Когда тебе говорят, что нет причин для паники – тогда и надо бежать со всех ног!». Апокалипсис должен быть зрелищным и забавным, как будто говорит Эммерих, и показывает, как спасается маленькая собачка, пока на кону находятся тысячи человеческих жизней, а лимузин главных героев окатывает волна нечистот из канализации.

Не обошлось в этом фильме и без «русских». Стоит отметить, что образ «русского» в голливудском мировоззрении трансформировался. Сегодня «русский» – не пьяный идиот в ушанке, а омерзительный олигарх, его разжиревшие дети и любовница с силиконовой грудью. Но изменения эти мало обнадеживают: «русский» в массовом сознании Запада все так же глуп, дурновкусен и дик, как варвар.

Примечателен Вуди Харрельсон в образе слегка сумасшедшего радиоведущего, восторгающегося крушением мира как «Моной Лизой». Роль эдакого последнего праведника Содома, пророка-хиппи, далась Харрельсону без затруднений и стала маленькой, но ценной находкой режиссера.

Американский режиссер немецкого происхождения Роланд Эммерих от фильма к фильму уделяет все меньше внимания драматической линии, и все больше экспериментирует с масштабностью действа катастроф. Если в ленте «Послезатвра» под климатический удар попало только северное полушарие, то в «2012» уже весь мир летит в тартарары. Фильм бюджетом в 260 млн долларов, скорее всего, окупится в прокате, а значит, о режиссере Роланде Эммерихе мы еще услышим. Только вот что он разрушит на следующий раз? Берегитесь, марсиане…

Читайте также