«Крупинка соли» Чингиза Ногайбаева

Опубликовано
С 6 августа в Государственном музее искусств имени Абыльхана Кастеева проходит персональная выставка Чингиза Ногайбаева. Именитый художник назвал ее «Крупинкой соли». В чем же соль творчества Чингиза Ногайбаева?

С 6 августа в Государственном музее искусств имени Абыльхана Кастеева проходит персональная выставка Чингиза Ногайбаева. Именитый художник назвал ее «Крупинкой соли». В чем же соль творчества Чингиза Ногайбаева?

Он участник более тридцати персональных и групповых выставок. Его картины «прописаны» в галереях и частных коллекциях России, Казахстана, Германии, Англии, Франции, Италии, США, Канады, Израиля, КНР и Чехословакии. В настоящий момент Чингиз Ибрагимович преподает живопись в МХПИ.

Отец художника, Идрис Ногайбаев, известный артист театра и кино. Мама, Фарида Шарипова, прима Ауэзовского театра. Как все актерские дети, он жил за кулисами, дышал воздухом сцены. Казалось, и ему прямая дорога – на сцену. А он стал художником. В 1984 г. – окончил АХУ им. Н.В.Гоголя, в 1993 г. – МГАХИ им. В.И.Сурикова, мастерская М.М.Курилко-Рюмина, в 1996 г. закончил ассистентуру в МГАХИ им. В.И.Сурикова. В том же году зачислен на конкурсной основе стажером в творческие мастерские театрально-декорационного искусства при Российской академии художеств. Учеба в Москве, стажировки в театрах-студиях, постановки спектаклей, участие в многочисленных выставках и проектах, встречи и общение с выдающимися людьми – все это сформировало личность и творчество Чингиза Ногайбаева.

Сценограф по образованию, он соединяет в своих работах театр, живопись и графику в особую реальность. Мир, населенный его героями, предметами, страстями и событиями убедителен в своей самодостаточности. Выстраивая свои полотна, Чингиз Ногайбаев находит пространственные ситуации не только для своих персонажей, но и для старинных, совсем не драгоценных, а напротив, простых вещей, с очевидным преклонением перед их житейской мудростью. Предметная среда его полотен многозначительно взирает на человеческую комедию или фарс, разворачивающиеся на предметном фоне, менее подвластном быстротечности времени: угловатые ключи, ступки, забытые граммофоны, пишущие машинки, масляные лампы, перчатки, ордена – через этот реквизит проявляется «скрытое» в человеческой природе. Зачастую полотна – это составляющие неведомой пьесы, демонстрирующей своего рода зал, как его обычно видят из закулисья.

На этом просцениуме, как в жизни, все переплелось. Художник – шутник и пересмешник – играет образами, постулируя галантные сцены своих спектаклей. Подчеркнуты обыденность, неловкость позы, естественная, без ханжества интимность повседневных жестов. Сценический взгляд на жизнь, щедро приправленный впечатлениями детства о мире литературы, кино и театра, трансформирует реальность в иллюзию, а абстрактность символики чувств и вещей – в подлинность.

Герои его картин находятся на волоске от собственного отражения, вот-вот готового преобразиться в поток, несущий затаившийся свет от «Солнечных часов» и беседы о жизни в ускоренном ветре «Нерассказанного сна».

Радуга трехцветия в руках мастера способна выразить больше, чем думает зритель своей судьбы, поселившийся на раме событий. Многозвучие цвета поймать невозможно, как сидящему на осле невозможно догнать «Муху».

«Предрассудок», «Искушение грехов» и «Нерассказанный сон» – тот самый случай, когда мы вместе с автором задаемся самыми простыми и порой неожиданными вопросами – каждый на свой лад – кто мы, откуда и зачем?

Больше всего в некоторых картинах Ногайбаева поражает одиночество персонажей, их оторванность от того места, где они находятся. При всей благополучности и красочности персонажа, вглядываясь в детали, видишь, что рядом на песке времени лежит груда вещей, место которых – дома, там, где тебе хорошо и спокойно. Возможно, в основе этой неприкаянности лежит не утоленная творчеством тоска человека, рожденного в Азии и живущего в Европе.

Свои ответы на эти непростые вопросы каждый может найти в «Крупинке соли» Чингиза Ногайбаева.

Читайте также