nedvijimost-v-krizis.png

14556 просмотров

«Хлебопекарную отрасль необходимо сделать привлекательной для крупных инвесторов»

Рентабельность производства хлеба не превышает 3%, в то же время повышение доли более высокорентабельных ХБИ в структуре производства лишает предприятие госльгот, рассказывает гендиректор крупнейшего алматинского предприятия по выпуску хлеба и ХБИ – ТОО «Хлебобараночный комбинат «Аксай» (ТМ «Аксай-Нан») – Насима Калиева.

«Хлебопекарную отрасль необходимо сделать привлекательной для крупных инвесторов»

«Хлебопекарную отрасль необходимо сделать привлекательной для крупных инвесторов»
«Хлебопекарную отрасль необходимо сделать привлекательной для крупных инвесторов»Рентабельность производства хлеба не превышает 3%, в то же время повышение доли более высокорентабельных ХБИ в структуре производства лишает предприятие госльгот, рассказывает гендиректор крупнейшего алматинского предприятия по выпуску хлеба и ХБИ – ТОО «Хлебобараночный комбинат «Аксай» (ТМ «Аксай-Нан») – Насима Калиева.

– Насима Махмутовна, сколько хлеба потребляет Казахстан в год? И хватает ли его в стране?
– По данным АРКС, в 2008 г. в Казахстане было потреблено 1 803 тыс. тонн хлеба, что составляет в среднем 317 грамм в сутки на одного жителя (при нормативной физиологической потребности человека в хлебе – 314 грамм в сутки). Но эта цифра может быть выше, так как официальные органы статистики признают, что не учитывают в отчетах пекарни, в которых штат составляет менее 20 человек.
Сейчас мы идем по тому же пути, что и Россия и Европа. У них ежегодно потребление хлеба сокращается на 4-5% за счет роста благосостояния населения. То есть рынок сокращается потому, что люди стали потреблять меньше хлеба, но не, к примеру, круассанов, гамбургеров и выпечки. В этом направлении имеются перспективы для развития хлебопекарной отрасли.

– Как сейчас поделен хлебный рынок? Какую долю занимает «Аксай-Нан»?
– «Аксай-Нан» занимает около 30% хлебного рынка г. Алматы. Долю рынка менее 10% каждый занимают наши основные конкуренты – «Меркур-Нан» и «Алматы-Нан», и около 65% рынка принадлежит мелким хлебопекарням. Можно сказать, что мы тесним в основном крупных конкурентов. Четыре года назад объемы производства у «Аксай-Нан» и «Алматы-Нан» были на одном уровне – 75-80 т в сутки. Сейчас у конкурента выпуск сократился до 7-8 т в сутки, у нашей компании возрос до 150 т. Что же касается мелких пекарен, они берут своей мобильностью. Кроме того, у них нет таких высоких затрат.

– 30% – большая доля рынка. Кто в таком случае диктует цены?
– Мы лидируем на рынке, но вас не пугает, что более 60% хлеба производят непрофессионалы? В корне неверно считать, что мы диктуем цены. Стоимость хлеба у нас напрямую зависит от наших затрат – от рецептуры, технологий, от того, какова у нас система менеджмента, есть ли страхование ответственности, добросовестно ли мы платим налоги и прочее. Когда идет речь о том, чтобы согласовать нашу цену с Агентством РК по защите конкуренции (ТОО ХБК «Аксай» внесен в реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее положение. – «Къ»), все ждут, чтобы повысить цены вслед за нами. И притом, что большинство мелких пекарен не платят в полном объеме налоги, не страхуют ответственность, могут не выплатить рабочим зарплату (в мелких пекарнях огромная текучесть кадров), не имеют собственных лабораторий, – вы можете судить о том, чья рентабельность выше. Цены выше у нас. Мораторий для МСБ длится второй год, а мы, естественно, все время находимся под надзором контрольных органов.

– А как часто вы повышаете цены на хлеб?
– Последнее повышение было в сентябре 2007 г., чему способствовал резкий рост цен на зерновые на мировых рынках (более чем на 60%). Все повышения цен на хлеб после этого периода связаны с розничными наценками. Сдерживать цены нам удавалось только благодаря меморандуму, согласно которому наши поставщики муки получали пшеницу по фиксированным ценам вплоть до нового урожая 2008 г. Надо отметить, стабильная ситуация с ценами на хлеб сохраняется уже почти 2 года, что очень важно.

– На каком уровне все это время держится цена производителя?
– Отпускная цена формового хлеба «Алматинский» из пшеничной муки первого сорта весом 650 граммов для всех клиентов у нас 55 тенге. Розница в основном продает его по цене 60 тенге.

– Отразилась ли как-то девальвация на компании?
– Основной ингредиент – мука – у нас в Казахстане своя. Но если глубже вникнуть в вопрос, то доля чистого казахстанского содержания этим практически ограничится. Мы импортируем мак, шоколад, миндаль, пальмовое масло, сырье для производства дрожжей и многое другое. У наших поставщиков – отечественных производителей – доля закупаемого импортного сырья достаточно высока. Так, производители масложировой продукции для своего производства импортируют до 80% сырья. И все же я могу сказать, что девальвация тенге не оказала сильного влияния на «Аксай-Нан». Наверное, благодаря нашим поставщикам, которые также стремятся к стабильности.

– Как обстоят дела с рынками сбыта? «Аксай-Нан» экспортирует продукцию?
– По свежим хлебобулочным изделиям мы работаем в Алматы, имея более 2 тыс. партнеров, и в пригороде. По ржаному хлебу – практически до Байконура. Продукты длительного хранения поставляем во все регионы РК. Кроме того, у «Аксай-Нан» есть два завода-филиала – в г. Кокшетау и в Усть-Каменогорске. Доставку продукции клиентам мы осуществляем в основном сами, а часть продукции распространяется дилерами. Экспорта у нас пока нет.

– Не падают ли продажи?
– 2008 год характеризовался повышенным спросом, и только ближе к ноябрю обозначился спад. Тем не менее годовой прирост продаж составил 7-8%. Кризис сказался в этом году. Так, первый квартал 2009 года показал снижение продаж хлеба в среднем на 6-7%. В основном сократились заявки от клиентов из пригорода и от клиентов, которые обслуживали строительные компании. Со строительными компаниями все понятно. Что касается пригородов, то со времени нового урожая стало происходить снижение цен на зерно (хороший урожай получил не только Казахстан – излишки были в России и Украине). В связи с этим стали появляться новые мини-пекарни, а также возросло домашнее хлебопроизводство.

– Каковы обороты компании в денежном выражении и процент рентабельности?
– В 2008 г. обороты «Аксай-Нан» превысили 20 млрд тенге. Однако рентабельностью похвастать мы не можем. Она находится в среднем на уровне 8%. То есть даже не превышает коэффициента инфляции. По формовому хлебу – на уровне 3%. Если ситуация изменится и цена муки повысится, мы можем уйти на минусовую рентабельность.

– У «Аксай-Нан» более 150 видов наименований продукции. По каким из них удается получать хорошую прибыль?
– Рентабельны кондитерские изделия, сухарные, бараночные, булочные. Структуру производства определяют потребительские предпочтения – 60% производства составляет формовой хлеб, 40% остается на высокорентабельную продукцию. Несмотря на общее снижение продаж, сегменты пряников, овсяного печенья, мелкоштучных изделий, тортов и пирожных показали в мае рост 40-60%, сухарные изделия – 15-17%.

– Идея предпочтения более дорогих продуктов в настоящее время кажется не совсем логичной…
– Интересно то, что пряники «Аксай-Нан» предпочитают, несмотря на то, что они дороже других местных брендов. Возможно, разгадка в том, что мы придерживаемся старого ГОСТа, по которому, например, содержание сахара в пряниках не должно быть меньше 30%, тогда как другие производители используют новый ГОСТ, который это допускает. Многие компании поспешили производить так называемые «кризисные» продукты – дешевые, из отечественного сырья и действительно необходимые. И мы сначала заинтересовались этой идеей. Яркий пример – булочка «Бутербродная» – не очень обогащенная по рецептуре, экономичная, продукт для всей семьи. Так вот такие булочки «не пошли». Зато, когда мы стали делать дорогие продукты – «улитки», рулеты, пироги и проч. с добавлением изюма, мака, фруктовых джемов, содержащие в тесте много сахара, яиц и жиров, то потребители эти вкусные продукты оценили. Сделать успешными торты помогла ориентация на здоровый образ жизни и психологию женщин, например, переход с масляного крема на взбитые сливки, что снизило калорийность тортов в 2 раза. Если учесть, что взбитые сливки мы импортируем, то и цена таких тортов, соответственно, выше, однако последние три года спрос растет именно на них. Верной оказалась не идея экономии, а то, что люди в трудные времена хотят все больше положительных эмоций.

– Планируете ли вы модернизацию или расширение производственных мощностей?
– Не только планируем, но и осуществляем с 2005 г. Завод введен в действие в 1988 г., а оборудование для него изготавливалось за 5-7 лет до этого. Оно технически устарело. Для того чтобы снижать издержки, необходимо перевооружаться. С этой целью в 2005 г. мы запустили новую линию российского производства по выпуску батонов, мощностью 20 т в сутки, модернизировали котельную. В позапрошлом году ввели в действие европейскую линию по выпуску ржаного хлеба «Бородинский». В прошлом году запустили новую линию по выпуску ржаного подового хлеба, запустили цех мелкоштучных изделий с современной разделкой с помощью европейского оборудования. До 2012 г. мы планируем довести мощность со 160 т в сутки до 200 т.

– Какие инвестиции требуются на перевооружение?
– Средняя стоимость одной линии без современных логистических систем – систем охлаждения, транспортирования, упаковки – 2-2,5 млн евро. Мы ввели 5 новых линий.
При этом инвестиции «Аксай-Нан» осуществляет за счет собственных средств и средств учредителей.

– То есть, проблем с банковским кредитованием у компании нет?
– Мы не берем кредиты, так как наша рентабельность ниже ставки рефинансирования. Ознакомившись с правилами, мы поняли, что не подпадаем ни под какие программы льготного кредитования. Оптимально использовать оборотные средства помогает хорошая история и хорошая репутация компании. Со многими поставщиками, за исключением поставщиков оборудования, нам удается договориться об оплате по факту поставки. Что касается реализаторов, то «Аксай-Нан» работает с ними по предоплате и с некоторыми сетями – с отсрочкой платежей максимум до 7-14 дней. Но, честно говоря, это проблема на сегодняшний день – оплата поставленной продукции со стороны сетей, например, таких, как Gros, «СемьЯ», со стороны оптомаркетов «Арзан». На сегодняшний день неоплаченные перед «Аксай-Нан» счета превышают 20 млн тенге.

– Хлеб – это всегда свежий товар. Как компания справляется с нераспроданными излишками?
– Мы осуществляем возврат и обмен продукции с последующей ее переработкой, к примеру, панировочные сухари. Возвраты составляют порядка 0,5%. В годовом денежном исчислении – это миллионы тенге. Несмотря на то, что сухари дороже, чем хлеб, двойное производство – сначала хлеба, потом сухарей – затраты на зарплату, электроэнергию, газ, упаковку и проч., в любом случае в итоге приносят убыток. В большей мере эта проблема решается тем, что производство хлеба ведется строго по заявкам, и количество товара, необходимое каждой точке, уже давно отработано. Неснижаемые запасы на складе имеются только по продукции с долгим сроком хранения.

– Как вы регулируете качество?
– О, это целая система. Мы долго думали, как сделать так, чтобы качество было стабильным. Начали с того, что в 2003 году разработали систему менеджмента качества на основе международного стандарта ISO 9001-2000. После этого внедрили систему экологического менеджмента ISO-14 001-2004. Затем в соответствии с Законом «О безопасности пищевой продукции», который обязывал, вернее рекомендовал, пищевым предприятиям внедрять систему менеджмента безопасности пищевой продукции (принципы ХАССП), мы внедрили и этот стандарт и сертифицировались по нему в конце октября прошлого года. Сейчас на предприятии идет интеграция этих трех систем управления в одну. Скептики могут возразить, что стандарт ISO хорош, скажем, для американцев. Конечно, это – не самоцель, но ISO делает очень важное дело – помогает понять, что в цепи производства нет неважных процессов, что все взаимосвязано. Учитывая, что основным фактором конкурентоспособности на хлебном рынке выступает именно качество продукции, налаженная система менеджмента качества – залог успеха.

– Как обстоят дела с кадрами? Велика ли текучесть кадров?
– На «Аксай-Нан» работает более 1 тыс. человек. Средняя зарплата за апрель составила порядка 80 тыс. тенге. Неудивительно, что текучесть кадров при этом составляет 0,01%.

– Какие меры господдержки вы считаете необходимыми для формата такой компании, как «Аксай-Нан»?
– Хотелось бы, чтобы государство обратило внимание на хлебопекарную отрасль, от которой во многом зависит продовольственная безопасность страны. Отрасль необходимо сделать привлекательной для крупных инвесторов. К примеру, в Налоговом кодексе РК есть статья, которая предусматривает льготный НДС (с понижением на 70%) для предприятий-производителей, при условии, что не менее 90% годового дохода они получают от производства хлеба. Получается, с одной стороны, государство сдерживает рост цен, и хлебопеки вынуждены осваивать другие виды продукции, с другой стороны, государство вводит льготы только на производство хлеба, которыми и пользуются мелкие пекарни. Наши предложения по изменению этой статьи не поддержали. Кроме того, хлеб, согласно Закону РК «О конкуренции», не включен в перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством. Тем не менее нас включили в реестр монополистов по более 80 наименованиям хлебобулочных изделий, и мы вынуждены согласовывать свои цены с антимонопольным ведомством. Мы оспаривали это решение, но без успеха.

– Каковы планы «Аксай-Нан» на ближайшее будущее?
– Нужно сказать, что доля рынка и так достаточно велика. При этом взят курс на ежегодное увеличение продаж на 5%. До 2009 г. нам это удавалось, фактический рост даже превышал планируемый. Сейчас необходимо работать еще больше, чтобы удержать достигнутые позиции. Совершенствовать качество, продолжать техническое перевооружение, производить продукцию, необходимую людям.

Насима Калиева, гендиректор ТОО «Хлебобараночный комбинат «Аксай» (ТМ «Аксай-Нан»)
Родилась 29 июня 1960 г.
Окончила в 1982 г. Джамбульский технологический институт легкой и пищевой промышленности по специальности «Технология хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий».
В хлебопекарной отрасли промышленности Насима Махмутовна трудится более 26 лет, из них 21 год на хлебобараночном комбинате «Аксай» со дня сдачи комбината в эксплуатацию (с 1987 г.).
С 2006 г. – генеральный директор комбината, ведущий аудитор систем менеджмента безопасности пищевой продукции, профессор Алматинского технологического университета, вице-президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif