V-сценарий? U-сценарий? Может W-сценарий

Опубликовано
В последнее время в аналитических записках разных банков стало модным выдвигать аргументы в пользу одной из букв английского алфавита – одни твердят, что скорее V, чем U. Другие же пространно доказывают гораздо более высокую вероятность U по сравнению с V.

В последнее время в аналитических записках разных банков стало модным выдвигать аргументы в пользу одной из букв английского алфавита – одни твердят, что скорее V, чем U. Другие же пространно доказывают гораздо более высокую вероятность U по сравнению с V. Любителям триллеров почудится в данном разговоре спор фанатиков кино о «V от слова Vendetta», но на самом деле речь идет о «крутизне» темпов восстановления мировой экономики. Сторонники более быстрого восстановления экономики сравнивают данный процесс графически с буквой V – т.е. резкое падение темпов роста должно смениться не менее быстрым улучшением ситуации. Те же, кто считает, что экономика вряд ли оправится в одночасье, а вынуждена будет провести несколько кварталов на стабилизационном плато перед тем, как начать постепенное восстановление, выбирают букву U в качестве графического отображения данного процесса во времени.

И те, другие получили определенные сигналы в подтверждение предполагаемых сценариев. Так, в пользу V-оптимистов говорят индикаторы деловой активности и ожиданий потребителей, восстанавливающиеся достаточно быстро. Отображенный ниже график новых заказов – одного из компонентов индекса PMI в еврозоне – указывает на достаточно резкое восстановление потенциального спроса. Подобный рост заказов также предвещает, что волна сокращений в компаниях производственного сектора пойдет на убыль – не станете же вы сокращать персонал, видя, как растут заказы на вашу продукцию? – что, в свою очередь, априори подразумевает сохранение сильной потребительской базы.

В пользу менее оптимистичного сценария говорят опубликованные на прошлой неделе данные по числу строительств новых домов в США. Рассматриваемый в качестве первой ласточки, которая должны возвестить весну, то бишь recovery, для мировой экономики, сектор жилья в США неожиданно подвел оптимистов, выдал вместо ожидаемого улучшения очередное снижение показателя (пожалуйста, график ниже). Новый минимум данного индикатора стал возможен во многом «благодаря» сокращению строительств многоквартирных домов, где опции на кредитование у компаний-застройщиков ограничены. Был ли это последний приступ икоты у рынка жилья, или покашлять еще предстоит, покажут данные в конце года, нежели ближайшие малоактивные в этом смысле летние месяцы. Однако пока подобная статистика заставляет активных инвесторов быть настороже и жать на кнопки sell для фиксации прибыли и упреждения новых потерь.

В качестве своего алфавитного видения проблемы рискну предложить еще одну букву. Волнообразная W в текущих условиях еще не оформившегося восстановления темпов роста и хрупкости того, что называется «аппетит к риску» инвесторов, может послужить гораздо более точным отображением того, что будет происходить в мировой экономике и на финансовых рынках в ближайшие несколько месяцев. Сейчас – уточняю сей факт для любителей спортивно-финансового ориентирования – мы находимся не очень далеко от центрального пика данной буквы. Не очень далеко – понятие растяжимое, как справедливо заметил капитан тонущего судна в ответ на вопрос пассажирки о близости земли. Для основных валютных пар это может 3-4% до достижения промежуточных максимумов, для фондовых индексов – 5-10%, а для отдельных акций и вовсе 25% апсайда. Однако то, что промежуточный максимум НЕ ОЧЕНЬ далеко, для меня становится все более очевидным. Совпадение двух факторов – необходимость фиксации прибыли инвесторами до конца года и разрыв между быстро осмелевшими ожиданиями и по-прежнему не всегда приятной реальностью могут вылиться в осеннее обострение на рыках с распродажей всего, что может быть отнесено к рисковым активам в течение сентября-октября – после выхода основной массы управляющих из отпусков и в преддверии закрытия годовых книг.

При этом, однако, в продолжительность сей грядущей распродажи не очень верится. Во-первых, фиксировать прибыль смогут далеко не все – по простой причине, что не все решились на вход в рисковые активы в первом квартале. Во вторых, несмотря на определенные воздушные ямы и турбулентность эконстатистики, постепенное улучшение макрокартинки станет все явственнее проступать к концу года – что, в свою очередь, позволит охотникам за доходностью с радостью прикупить дешевые активы на осенней распродаже. В-третьих, выздоровление первичного рынка эмитентов, представляющих emerging markets, подтвержденное ходом размещения южноафриканских евробондов, обеспечит приток длинных денег в наиболее уязвимые секторы рынка и поможет окончательно развеять кредитные тревоги, по-прежнему удерживающие сейчас некоторых крупных инвесторов в стороне от рынка. Южная Африка – если кто вдруг пропустил эту новость – на прошлой неделе разместила евробонды на 1,5 миллиарда долларов США при спросе $6,9 миллиардов. Именно открытие доступа к длинным деньгам для эмитентов из emerging markets будет способствовать тому, что вслед за волной снижения оптимизма осенью мы имеем все шансы увидеть новую волну роста – завершающий элемент композиции W.

Читайте также