Во Франции впервые выставляются работы Уильяма Блейка

Опубликовано (обновлено )
В Малом дворце в Париже 12 апреля открылась первая во Франции выставка Уильяма Блейка - известного английского поэта и художника, мистика и визионера. Его называют самым романтическим живописцем Англии. Инициатором выставки стал Музей романтической жизни, который находится у подножия Монмартра.

В Малом дворце в Париже 12 апреля открылась первая во Франции выставка Уильяма Блейка — известного английского поэта и художника, мистика и визионера. Его называют самым романтическим живописцем Англии. Инициатором выставки стал Музей романтической жизни, который находится у подножия Монмартра.

Спустя два столетия после смерти Блейк получил признание как один из самых гениальных британских художников. На выставке представлено более 130 работ из коллекций ведущих зарубежных музеев, таких как Фитцуильям в Кембридже, Британский музей, галерея Тейт, Национальная галерея Шотландии (Эдинбург). Этими картинами восхищались многие знаменитые французы: от Андре Жида до Андре Бретона, а также сюрреалисты.

В Блейке привлекает не только творчество, но и его загадочная личность. Загадка его творческой судьбы состоит в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом. Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез с нормами литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия не всегда последовательна и логична. Однако все труды в совокупности представляют собой нечто грандиозное, завораживающее и величественное. Они являются результатом долгого, упрямого и глубокого искания талантливой души. Особый путь Уильяма Блейка в том, что он пытался проникнуть в законы мироздания, понять и определить саму духовность. Он делал это в литературных произведениях (стихах и прозе), дополняя их для лучшего усвоения многочисленными иллюстрациями. Такой творческий способ самовыражения, сочетающий философию, литературу и живопись, прежде никто не использовал. И после Уильяма Блейка мало кто способен на такое творческое подвижничество, может быть, исключая Халиля Джебрана, которого называют последователем Уильяма Блейка. И следует признать, что именно такой неординарный способ творческого самовыражения как нельзя более подходит Уильяму Блейку для того, чтобы выразить свои пророческие идеи, свой просвещенный взгляд на чистоту духовности.

Произведения Блейка свидетельствуют о том, насколько глубок и тонок внутренний мир автора. Он совершенно не похож на мир, в котором живут остальные. Становится ясно, что человек, достигший подобного уровня самовыражения, способен выйти за рамки обычного человеческого сознания. Лишь человек, всецело поглощенный стремлением к духовности, способен на такое освобождение от условностей и такое восприятие реальности. Отсюда вполне закономерен вопрос: а не был ли он наделен какими-то особенными возможностями, позволявшими ему видеть мир другими глазами (более сложным и многообразным), не находился ли он на более высоком уровне человеческого сознания?

За свою жизнь Уильям Блейк успел создать огромное количество произведений в области живописи и литературы. В отличие от многих других художников кисти и слова, его мастерство с возрастом не шло на убыль, а наоборот, совершенствовалось. К концу жизни из-под его пера и кисти выходили настоящие шедевры, такие как «Лаокоон» или иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.

Читайте также