Очередной вираж мировой системы

Опубликовано (обновлено )
Мировой финансовый кризис наглядно показал, насколько система может быть уязвимой. В связи с этим европейские лидеры начали активную деятельность по началу процесса реструктуризации мировой финансовой системы в виде перехода к более «дисциплинированной» валютной системе - Бреттон-вудской. Как отмечают экономисты, прямого возврата к золотому стандарту ожидать не стоит, однако вопрос о глобальных изменениях финансовой системы остается открытым. Ясно одно: в переделе мировой финсистемы должны участвовать все страны, в том числе и Казахстан.

Мировой финансовый кризис наглядно показал, насколько система может быть уязвимой. В связи с этим европейские лидеры начали активную деятельность по началу процесса реструктуризации мировой финансовой системы в виде перехода к более «дисциплинированной» валютной системе — Бреттон-вудской. Как отмечают экономисты, прямого возврата к золотому стандарту ожидать не стоит, однако вопрос о глобальных изменениях финансовой системы остается открытым. Ясно одно: в переделе мировой финсистемы должны участвовать все страны, в том числе и Казахстан.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил в прошлый понедельник, что регулирующие органы должны разработать новые правила для условий глобального движения капитала, так же, как в свое время авторы Бреттон-вудского соглашения разработали правила для условий ограниченного движения капитала.

Основным принципом Бреттон-вудского соглашения была ключевая валюта с фиксированным курсом к золоту. Данной валютой был доллар США, к которому в свою очередь конвертировались все остальные валюты мира. Таким образом, система предполагала долю «стабильной ликвидности и надежности валюты». Однако такая валютная система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Но к началу 70-х годов произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало всё больше наличных и безналичных долларов США. Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно так же использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

На смену Бреттон-вудской пришла Ямайская система, основным принципом которого был полный отказ от золотого стандарта. Все страны — участники Ямайского соглашения — перешли к плавающим валютным курсам, свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Но в связи с нынешним финансовым кризисом или, как его называют, «кризисом недоверия», встает вопрос об очередных «тектонических изменениях» в мировой финансовой системе.

Как заявил на прошлой неделе глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише, для восстановления мировой финансовой системы необходимо вернуть на рынки «дисциплину», существовавшую в течение нескольких десятилетий после завершения Второй мировой войны. Фактически глава ЕЦБ призвал к глобальной реформе мировой финансовой системы и возвращению к Бреттон-Вудской.

Экономист АО Visor Capital Юрий Храмцов считает, что сам по себе переход к другой монетарной системе не решил бы возникшие в ходе мирового кризиса проблемы, но помог бы избежать подобного развития событий в будущем.

Введение новых правил не будет означать пересмотра уже случившихся убытков. Так что речь скорее идет именно о недопущениях в дальнейшем подобных кризисов или даже о принуждении не допускать такого развития событий, которое требовало бы от государств покрытия убытков частных корпораций за счет налогоплательщиков, в то время как продавцы некачественного финансового товара, получив деньги и просто израсходовав их, избегают адекватных наказаний.

Юрий Храмцов напоминает, что главой ЕЦБ пока не было озвучено то, как, по его мнению, должен выглядеть существующий рынок производных финансовых инструментов при предлагаемом им возврате к Бреттон-вудской монетарной системе.

Поскольку США обладают наибольшим процентом мирового запаса монетарного золота (27%), а страны Евросоюза еще как минимум 40%, то логично предположить, что практически абсолютной монополией на создание мировых денег в случае перехода на Бреттон-вудскую систему будут обладать эти страны.

Напомним, что Казахстан обладает 0,23% мировых запасов монетарного золота. Проблема в том, что основная часть золотовалютных запасов нашей страны (90%) находится в свободно конвертируемых валютах, в то время как США и Евросоюз большую часть резервов держат в золоте. Каким образом будет производиться конвертация существующих валют к обеспеченной золотом валюте — большой вопрос. Поэтому Казахстану важно принимать непосредственное участие в пересмотре принципов мировой монетарной системы и отстаивать свои интересы.

Председатель правления Национального банка Анвар Сайденов признал наличие проблемы и множества дискуссий по поводу реформы финансовой системы.

По его мнению, речь идет о фундаментальной корректировке мировой финансовой системы, которая в один день не произойдет. По прогнозам экспертов, финансовый кризис продлится как минимум до конца 2009 года, и в короткий срок систему невозможно поменять, утверждает Анвар Сайденов и добавляет, что возможные изменения коснутся таких аспектов финансового мира, как учет и аудит, МСФО, деятельность финансовых институтов и рейтинговых агентств.

Читайте также