nedvijimost-v-krizis.png

2569 просмотров

Кинопараллели

За последнее время коммерческое давление на режиссеров существенно возросло. Современный зритель косвенно диктует, какие фильмы снимать, чтобы они имели успех. Тем не менее фильмы, имевшие успех и отмеченные призами на фестивалях, принято выделять в особую категорию «для продвинутой публики». Но граница между фестивальным и коммерческим кино остается проницаемой, а проблемы в отечественном кинематографе продолжают расти.

Кинопараллели

Кинопараллели
КинопараллелиЗа последнее время коммерческое давление на режиссеров существенно возросло. Современный зритель косвенно диктует, какие фильмы снимать, чтобы они имели успех. Тем не менее фильмы, имевшие успех и отмеченные призами на фестивалях, принято выделять в особую категорию «для продвинутой публики». Но граница между фестивальным и коммерческим кино остается проницаемой, а проблемы в отечественном кинематографе продолжают расти.

Так в чем же разница между коммерческим и фестивальным кино, и какие неразрешенные проблемы существуют в киносфере Казахстана? На эти вопросы попытались ответить казахстанские кинорежиссеры, продюсеры и актеры, имеющие свою точку зрения на данный вопрос.

Все дело в кадрах и… деньгах
Как уверяет директор и продюсер кинокомпании Aldongar Productions (Казахстан) Алия Увальжанова коммерческим можно сделать любой фильм. Участие же картин в кинофестивалях, по ее словам, увеличивает стоимость коммерческих продаж и считается престижным, если фильм заявлен в конкурсной программе известного кинофестиваля наподобие Каннского. «Желание участвовать на том или ином кинофестивале обеспечивается той стратегией, которая стоит перед кинокомпаниями и зависит от формата продукта: артхаус это либо коммерческое кино», - говорит г-жа Увальжанова.

И то кино, которое мы подразумеваем под артхаусным и не наблюдаем его в кинопрокате, не означает, что его нельзя продавать на DVD или телеканалах, и что в мире им не могут интересоваться». На ее взгляд, основная проблема заключается в неграмотном подходе, менеджменте, отсутствии ресурсов и знаний. Поскольку технология производства и продаж весьма специфичны, вопрос, по ее мнению, следует ставить о взращивании и обучении специальных кадров. «В Казахстане сегодня между прокатчиками, DVD-компаниями и телеканалами и производственными компаниями отсутствует главное звено - дистрибьюторы, которые специально бы занимались продвижением и реализацией продукции, - добавляет г-жа Увальжанова. - Режиссуры монтажа - этой специальности на рынке труда также практически не представлено».

Что касается картин, которые производятся на студии «Казахфильм», имеющей государственный источник финансирования, по мнению продюсера фильма «Александр. Невская битва»Алии Увальжановой, они в большей части не коммерческие. «И не потому, что их нельзя продать, а потому, что в бюджете студии не предусмотрена статья расходов на рекламу и продвижение продукции, - добавляет она. - Соответственно, фильмы производятся и пылятся на полках, и никто не знает, могло ли быть все иначе и можно ли это кино позиционировать на международный кинорынок. Ответ был бы положительным, если бы этим занимался специальный отдел проката и дистрибьюции». Поэтому, по словам продюсера, неправильно ставить в вину «Казахфильма» то, что они производят фильмы, которые не видит казахстанский зритель, а также не следует винить кинотеатры за то, что они не показывают отечественное кино.

Между тем, как обнадеживает Алия Увальжанова, потенциал у казахстанского кинематографа имеется. «Необходимо больше разножанровых картин, с разными бюджетами: чисто казахстанских, либо совместных, как «Монгол», или с участием зарубежных партнеров, как, к примеру, «Подарок Сталину», - считает она. Но кино, по ее мнению, было и остается самым высокорискованным сектором по возвратности и неожиданности. Поскольку никто не может со стопроцентной гарантией предсказать успех картины, несмотря на размер бюджета.

Культ индейцам
К примеру, для кинокритика, шеф-редактора отдела документального кино НТК Анвара Мамраимова разницы между коммерческими и фестивальными картинами не существует никакой. По его мнению, современное кино вообще не несет абсолютно никакой идеологической, психологической, культурной или этической нагрузки. «Казахстанский кинематограф сегодня - это мистер икс, нечто вроде инкогнито, - иронизирует он. - Нам о нем мало что известно, да и массовый зритель редко его смотрит. Приходят какие-то отрывочные сведения: участвовали в неком фестивале, получили приз, а что это за фильм и для кого он делается, никто не понимает». По его словам, американская эпидемия под названием «make a money» поразила весь мир и не обошла стороной и казахстанских кинематографистов. А фестивали, по его убеждению, прикрывают простое отмывание денег.

«Лично я не могу выделить абсолютно никакого отечественного фильма, - категорично заявляет г-н Мамраимов. - На западе, судя по моим рабочим поездкам, также мало кто имеет представление, что представляет собой казахстанский кинематограф. Наши картины не выходят в прокат, отсутствуют всякие рецензии к ним».

«Что я могу сказать, к примеру, о «Кочевнике»? Одно время я жил на юго-западе США, общался с индейцами, видел их храмы, культовые сооружения. Так вот «Кочевник» - фильм об индейцах, их культуре, костюмах. Я не увидел в этой картине казахской культуры и истории. Смешно да грешно».

По мнению г-на Мамраимова, казахское кино напоминает историю из футбольных дел. «Типа «радуемся, что мы в УЕФА», - приводит свои ассоциации кинорежиссер. - Но также наивно с нашим уровнем футбола играть в Европе, как и с нашим уровнем кинематографа конкурировать с развитыми странами на мировом кинопространстве. Казахстан - провинциальная страна и к месту будет вспомнить об одном известном изречении: «Казахский понт страшнее пистолета».

«Хватает чернухи, порнухи, насилия. Пора и о душе подумать», - заключает эксперт.

А где кино?
У актера Евгения Жуманова свои взгляды на коммерческую составляющую отечественного кинематографа. «Когда кто-то говорит: « Я занимаюсь высоким искусством, а вы все -нехорошие коммерсанты. Это пустые разговоры людей - непрофессионалов, которые на самом деле не желают работать, - считает актер. - Искусством всегда двигали деньги, как ни кощунственно это звучит, но это не оскверняет и не опускает его». Современные коммерческие фильмы типа «Рэкетир» или «Карой» Евгений Жуманов, если верить его словам, смотреть отказывается принципиально. «Они не вызывают у меня никакого интереса, - комментирует он. - Так же как и многие фестивальные фильмы. Я вообще не понимаю, зачем и для кого их снимают».

Зато актер в восторге от казахской классики, к примеру, фильма «Наш милый доктор» Шакена Айманова. «А что после этого фильма разве было что-то интересное?» - вопрошает актер.

Кто-то может оспорить данные заявления, кто-то молча согласится. Еще не изобретен тот универсальный рецепт, по которому изготовляется кино, балансирующее между прокатом и фестивалями. И не разработаны все ответы на те вопросы, многозначно повисшие в воздухе. Но факт остается фактом - необходимо предпринимать решительные меры в этом направлении, создать все условия, чтобы вывести казахстанское кино на мировой уровень, чтобы инвестиции в отечественное кино не оказались деньгами, брошенными на ветер.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif