1177 просмотров
1177 просмотров

Компенсация не включена

На данный момент в Казахстане используется более 600 банкоматов с функцией cash in (прием наличных денег - прим. «Къ»). Однако порой техника может подвести, отказав или не выполнив запрос, при этом возвращать деньги клиенту машина не торопится. Платить компенсацию за подобные инциденты банки не собираются, считая, что это будет лишь способствовать мошенничеству.

Компенсация не включена

Компенсация не включена
За случайную «прожорливость» банкоматов банки платить не хотят

На данный момент в Казахстане используется более 600 банкоматов с функцией cash in (прием наличных денег - прим. «Къ»). Однако порой техника может подвести, отказав или не выполнив запрос, при этом возвращать деньги клиенту машина не торопится. Платить компенсацию за подобные инциденты банки не собираются, считая, что это будет лишь способствовать мошенничеству.

К примеру, в соседней России участились случаи жалоб клиентов на «прожорливые» банкоматы. Машины принимают деньги, но операцию с ними не засчитывают. В Казахстане насчитывается более 600 банкоматов с функцией cash in и, как заявляют банки, жалобы от клиентов хотя и поступают, но до суда, как правило, дело еще не доходило.

По словам начальника управления развития и поддержки бизнеса АО «ДБ «RBS Kazakhstan» (бывший ABN Amro - прим. «Къ») Алибека Джунисбаева, жалобы на устройства cash-in достаточно часты на стадии внедрения системы, т.е. в первые 12-18 месяцев эксплуатации. Потом клиенты осваиваются с новым устройством и больше не испытывают каких-либо существенных сложностей. По данным некоторых крупных коммерческих банков, жалобы поступают в среднем 1-2 раза в день.

Эксперты признают, что cash in - очень сложное, высокотехнологичное устройство, тем не менее, оно не может принимать купюры так, как это может сделать живой кассир. Липкие, сильно мятые или рваные купюры могут вывести автомат из строя.

«Клиенту не стоит беспокоиться за сохранность денег. Если деньги не фальшивые и не поврежденные, они будут зачислены на карточку в полном объеме», - говорят в Народном банке. Чтобы платеж в счет кредита был учтен или наличность вернули законному владельцу как можно скорее, нужно оповестить банк о «прожорливом» устройстве. «По любому случаю оспаривания операции проводится служебное расследование, в результате которого выявляется излишек и ситуация стабилизируется», - уверяет начальник отдела развития эквайринга управления развития карточного бизнеса АО «БТА Банк» Мейрбек Мусабаев.

Однако юристы считают, что все же стоит перестраховаться. По словам коммерческого директора юридической фирмы Almaty Consulting Group Таланта Рамазанова, в Казахстане в случае судебного спора банк может не признать сам факт пользования банкоматом либо сослаться на тот факт, что сбой произошел из-за проблем с электроснабжением или прочих обстоятельств, не зависящих от банка. «Нами были проанализированы договора о выдаче платежных карточек ведущих банков РК. Ни в одном договоре банк не несет какой-либо ответственности за технические сбои в работе банкоматов», - говорит он.

Законодательство не устанавливает никаких твердых сроков рассмотрения претензий в подобных ситуациях, поэтому банки определяют их внутренними положениями. Народный банк, к примеру, обязуется решить проблему в течение 4 банковских дней.

«Следует помнить, что для банка репутация намного дороже, чем деньги клиентов. Зачастую проблема решается путем вызова его представителя. Однако если клиент не уверен в том, что ему добросовестно возвратят деньги, желательно найти свидетелей», - советуют юристы Almaty Consulting Group.

В случае затягивания решения вопроса юристы рекомендуют подать в суд. «Если в течение разумного срока банк не устранит проблему, можно обратиться в суд и взыскать с банка сумму невыданных денег, судебные расходы, а также взыскать компенсацию за моральный ущерб», - говорит Талант Рамазанов.

Некоторые российские банки предусматривают неустойку за несвоевременное зачисление средств в количестве 0,01% суммы платежа за каждый день просрочки. В Казахстане же платить за такие неполадки банки считают лишним. По словам Алибека Джунисбаева, международная практика показывает, что компенсации за проблемы такого рода в конечном счете не идут на пользу ни клиентам, ни банкам. Через некоторое время появляются недобросовестные люди, которые намеренно кладут в банкомат тщательно сложенные или поврежденные купюры с целью вывести устройство cash in из строя и получить компенсацию. В итоге все остальные клиенты лишаются возможности воспользоваться данной функцией вплоть до починки банкомата, а банк тратит время на ремонт устройства.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер