nedvijimost-v-krizis.png

4432 просмотра

Нарисованная жизнь

В Союзе художников открылась выставка знаменитого казахского мультипликатора Амена Хайдарова, посвященная 85-летию художника.

Нарисованная жизнь

Нарисованная жизнь
Нарисованная жизньВ Союзе художников открылась выставка знаменитого казахского мультипликатора Амена Хайдарова, посвященная 85-летию художника.

Заслуженный деятель искусств РК Амен Хайдаров известен как режиссер мультипликационных фильмов, художник, сценарист.

За его спиной два образования: первая специальность- художник-исполнитель, преподаватель рисования и черчения в Алматинском художественном училище имени Гоголя, и вторая - художник мультипликационного фильма, Всесоюзный государственный институт кинематографии.

Возможно если взять за основу фильма биографию Амена Хайдарова, получится весьма занимательная картина, потому что в этой жизни художник повидал немало.

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, в то время он учился только в десятом классе. Участвовал в Сталинградской битве. Тяжелая рана, вызванная осколком мины под Киевом, стала причиной неоднократных хирургических операций. В результате, после двухлетнего лечения в госпиталях, вышел оттуда инвалидом второй группы.

После окончания московского ВГИКа с 1965 года активно включается в организацию производства мультфильмов, что в то время являлось новой отраслью казахского кинематографа. С 1966 года работает художником, режиссером и художественным руководителем мультцеха киностудии «Казахфильм», хотя сначала пришлось работать на научно-популярных фильмах. Это было связано с отсутствием в штате студии единицы художника мультипликационного кино, средств, производственной базы. Созданная им мультгруппа впоследствии переросла в самостоятельный творческий коллектив, выпускавшей в год около шести мультфильмов. Возрождение и развитие мультипликационного кино в Казахстане неразрывно связано с именем Амена Хайдарова.

Как писал в одной из своих статей художник: «Мультипликация - это как бы маленькая вершина, венчающая пирамиду развития национальной культуры. Мультипликация, как современная эстетическая форма мышления, опирается на все виды искусства, на литературу и на технический уровень развития той или иной страны».

Первый казахский анимационный фильм «Почему у ласточки хвостик рожками» (1967 г.), созданный по мотивам казахской сказки, режиссером и художником-постановщиком которого является юбиляр, получил бронзовую медаль по разделу детских фильмов на III Нью-Йоркском фестивале анимационных фильмов.
Киновед Бауржан Нугербеков в своей книге об Амене Хайдарове так вспоминал этот момент: «И вот первая «ласточка» казахской мультипликации выпорхнула на экраны. Фильм был тепло встречен зрителем, получил профессиональное одобрение среди мастеров советской мультипликации, неоднократно премировался на республиканских и международных кинофестивалях. Ласточка стала эмблемой казахской мультипликации.

Феномен «ласточки» не в блестящем успехе первого казахского рисованного фильма. Он кроется в том, что авторский коллектив, не имевший до сих пор опыта работы в мультипликации (члены группы были недавними выпускниками Алма-Атинского художественного училища), сделал фильм на высоком профессиональном уровне, в своеобразной стилистической концепции, что присуще уже зрелым национальным школам».

По словам Бауржана Нугербекова, этот фильм привлек к себе внимание еще и потому, что на фоне многих других, выпускаемых киностудиями страны и даже среди своих «собратьев» на мировом экране, он выделялся национальным художественным видением. «Рисунок и цвет фильма явно продолжали традицию плавных плоскостных узоров казахского орнаментального искусства, чистоту и лаконичность цветовых композиций художественных войлоков», - пишет профессор.

В числе известных творений Амена Хайдарова такие мультипликационные фильмы, как «Аксак Кулан», «Ходжа Насыр - строитель», «Сорок небылиц».

Амен Хайдаров выступил в качестве организатора первого в истории мирового кино Международного симпозиума мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки в Алматы в 1976 году.

Амен Абжанович также работает в области графики, плаката, монументальной и станковой живописи. В центре его внимания - сложные темы, связанные с драматической историей Казахстана: это и политические репрессии, а также ядерные испытания в Семипалатинске. Эти события отразились в таких работах, как «Окжетпес», «Жеке батыр», «Атомный взрыв - август 1949 г.», «Последние секунды» и другие.

Аменом Хайдаровым совместно с художником Ж. Даненовым и Г. Кистауовым выполнена единственная в своем роде монументальная живопись в духе восточной миниатюры - гостиница «Отрар» в Алматы.

«И все-таки при знакомстве с работами Хайдарова, со всеми трудностями его биографии, где жизнь и творчество неотделимы друг от друга, отдавая дань его работоспособности, абсолютной самоотдаче делу, высокому накалу художественно-эмоциональных переживаний, без которых не может быть большого искусства, приходишь к убеждению, что художника ждет еще один жизненный и творческий этап - он будет посвящен живописи», - считает Бауржан Нугербеков.

Излюбленный жанр художника - портрет. В экспозиции представлены портреты его близких, друзей, исторических личностей, чья деятельность вызывает уважение и является для него особым нравственным примером.

Выставка также экспонирует станковые произведения художника, находящиеся в его личной коллекции, фондах Дирекции художественных выставок и аукционов, Центральном государственном историческом музее и Государственном музее искусств имени А. Кастеева, Министерства культуры и информации РК.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif