Бывает ли рост устойчивым – рецепты от Нобелевских лауреатов

Опубликовано
На сегодняшний день почти две трети всего населения земли живет в странах с высоким уровнем жизни или со стремительно растущей экономикой. Это намного выше, чем одна пятая тридцать лет назад. К несчастью оставшиеся 2 миллиарда человек прозябают в странах с низким а иногда, и снижающимся уровнем жизни.

На сегодняшний день почти две трети всего населения земли живет в странах с высоким уровнем жизни или со стремительно растущей экономикой. Это намного выше, чем одна пятая тридцать лет назад. К несчастью оставшиеся 2 миллиарда человек прозябают в странах с низким а иногда, и снижающимся уровнем жизни. На этом фоне еще более тревожным кажется тот факт, что, согласно прогнозам, две трети от ожидаемого прироста населения на 3 млрд. к 2050 году придется как раз на бедные страны. Ответ на вопрос, как помочь бедным странам перейди в категорию стран с активным экономическим ростом, не лежит на поверхности. Этой проблеме был посвящен опубликованный недавно доклад о росте, подготовленный комиссией, в состав которой входили политики развивающихся стран под председательством Майкла Спенса, лауреата Нобелевской премии в области экономики Стэндфордского университета.

Не все позитивно восприняли данный доклад, некоторые аналитики считают, что он не несет в себе ничего ценного. Он отражает окончательный развал парадигмы развитого мира, которая лежит в основе западного подхода к бедным странам со времен окончания Второй мировой войны. Так, например, профессор Истерли в рамках собственной экспертной оценки выдвинул новый постулат: «Чем больше экономических и политических свобод, тем меньше бедности». Это так. Однако со стороны профессора весьма неосмотрительно осуждать доклад за отсутствие ценности и в то же время давать еще более бесполезные советы. Быть может, аксиома политической свободы г-на Истерли означает провал Китая на пути к экономическому росту? Вряд ли. Быть может, его аксиома экономической свободы означает катастрофические последствия для Южной Кореи вследствие политики вмешательства государства в экономические вопросы? И на этот вопрос ответ будет отрицательным.

В отличие от советов профессора Истерли, в докладе приводятся факты, позволяющие глубже понять ситуацию. Главный акцент при этом сделан на самом феномене роста, который долгое время недооценивался. Рост — это не все. Но это фундамент для всего. Чем беднее страна, тем большую значимость для нее приобретает рост, отчасти потому что, невозможно перераспределять блага при отсутствии таковых; отчасти потому что, даже незначительное увеличение дохода существенным образов влияет на благосостояние бедняков. Однако авторы доклада идут дальше. Их исследования основаны на 13 странах, которым удалось добиться годового роста на уровне 7% за последние 25 лет. Среди них Ботсвана, Бразилия, Китай, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мальта, Оман, Сингапур, Тайвань. Не всем удалось закрепить успех. В частности, Бразилия и Индонезия вновь скатываются вниз. Кроме того, представленные страны существенным образом отличаются друг от друга размером, наличием природных ресурсов и культурой.

Но при этом их объединяют пять общих признаков: они на 100% используют возможности, которые открывает перед ними мировая экономика; они поддерживают макроэкономическую стабильность; они поддерживают высокую норму сбережения; они позволяют рынкам перераспределять ресурсы; они сумели сформировать правоспособное правительство, пользующееся доверием. Эти признаки перекликаются с результатами так называемого «Вашингтонского консенсуса» (Прим. Profinance.ru: тип макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис) 1990-х, который делал акцент на макроэкономическую стабильность, торговлю и рынок. Однако доклад расставляет иные приоритеты: он не продвигает идеи приватизации, свободных рынков и свободной торговли, но подчеркивает роль так называемого «государства развития».

В рецепт быстрого роста входят еще несколько ингредиентов. При этом авторы доклада не претендуют на полноту списка или обязательность всех его компонентов, отмечая, однако, что в той или иной степени все они играют позитивную роль в развитии благоприятной динамики. Сюда входят: инвестирование по меньшей мере 25% от валового внутреннего продукта, финансируемое в основном за счет внутренних сбережений, включая инвестиции 5-7% от ВВП в развитие инфраструктуры; расходование частным и государственным сектором 7-8% от ВВП на образование, обучение и здравоохранение. А также перевод технологичных процессов внутрь страны, который можно облегчить, используя торговые возможности и прямые иностранные инвестиции; принятие конкуренции, структурных изменений и урбанизации; конкурентные рынки труда; включение вопросов экологии на ранних стадиях развития; равенство возможностей, в частности для женщин.

В отчете также представлено практическое толкование ряда противоречивых аспектов, таких как роль промышленной политики и стимулирование экспорта; положительные и отрицательные стороны намеренной девальвации валютных курсов; как быстро и насколько следует открыть экономику для притоков капитала; трудности, присущие развивающемуся финансовому сектору. Через весь доклад проходит тема активного участия правительства. Она отражает целевую аудиторию данного исследования. Однако очевидным слабым звеном является то, что авторы не упоминают о способах формирования эффективных правительств. Но в целом идея верна: быстрый рост возможен только в странах с устойчивой государственной структурой и эффективным правительством.

В докладе также приводится обсуждение прочих важных вопросов: например, рост в Африке, где одна треть населения живет в мелких странах, не имеющих выхода к морю, со скудными природными ресурсами, тогда как в странах с богатыми природными ресурсами процветает коррупция и не прекращаются общественные беспорядки. В частности, особого внимания заслуживает список политик, которых следует избегать. Например, субсидирование энергетического сектора (сегодня это особенно актуально); использование государственной службы как источника занятости последней инстанции; сокращение дефицитов при помощи снижения затрат на инфраструктуру; обеспечение прямой защиты определенных сфер экономики; использование политики ценового регулирования для сдерживания инфляции; запрет на экспорт для поддержания внутренних цен на низком уровне; недостаточное инвестирование в городскую инфраструктуру; низкий уровень зарплаты бюджетным служащим, например учителям; слишком быстрый рост валютного курса. Таким образом, данный доклад можно рассматривать как прямое руководство к действию, направленное на стимулирование роста в развивающихся странах. Однако следует помнить о том, как часто развитие страны замирало, как только уровень жизни переходил из низшей категории в среднюю. Политики и методы должны меняться по мере развития экономики. Добиться устойчивого роста очень сложно. Необходимо помнить об этом.

Читайте также