Центробанк РФ лечит неблагоприятные симптомы

Опубликовано (обновлено )
Впервые за последние десять лет Банк России повысил ставку рефинансирования на 0,25%, доведя ее до 10,25%. Центробанк пересмотрел размеры и других ставок, в том числе по аукционам репо, а также ужесточил часть нормативов резервирования, в частности по зарубежным кредитам. Однако далеко не все разделяют рестрикционные меры Банка России, направленные на сдерживание инфляции.

Впервые за последние десять лет Банк России повысил ставку рефинансирования на 0,25%, доведя ее до 10,25%. Центробанк пересмотрел размеры и других ставок, в том числе по аукционам репо, а также ужесточил часть нормативов резервирования, в частности по зарубежным кредитам. Однако далеко не все разделяют рестрикционные меры Банка России, направленные на сдерживание инфляции.

С 1 марта Центробанк РФ повысит норматив резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ до 4,5% (в настоящее время 4%), по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте — до 5,5% (с 4,5%). По иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте норматив будет повышен с 4,5% до 5%. Одновременно увеличивается коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов с 0,4 до 0,45.

Тем временем эксперты сходятся во мнении, что ЦБ по наказу правительства приступил к активной борьбе с инфляцией, однако перечень имеющихся у него инструментов для этого ограничен.

Как считает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков, меры, принятые ЦБ РФ, вполне логичны в условиях растущей инфляции — 12% по итогам года и ускоряющегося роста в январском среднегодовом исчислении.

«В принципе, это немного противоречит стремлению ЦБ РФ поднимать ликвидность, и это главная проблема. Видимо, инфляция была признана перед выборами более важной проблемой, чем ликвидность банковской системы — компромисс сместился в сторону инфляции, — полагает главный экономист Merrill Lynch по России и СНГ Юлия Цыпляева. — Видимо, ситуация с инфляцией действительно неблагополучна».

По словам аналитика инвестиционного банка «Траст» Евгения Надоршина, вместо того чтобы помогать банковскому сектору снижением ФОР, ЦБ «затягивает гайки». «В свете событий на мировых финансовых рынках я бы ждал от ЦБ прямо противоположных мер, за исключением увеличения коэффициента усреднения», — удивляется он. Е. Надоршин трактует решения ЦБ РФ как эффект от недавних заседаний по антиинфляционным мерам, в результате которых регулятор намерен применить монетарные меры немедленно. «Я думаю, что доминирует приоритет борьбы с инфляцией», — сказал он.

Напомним, что в октябре прошлого года ЦБ РФ снижал нормативы фонда обязательного резервирования (ФОР) до уровня 3% по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ и до 3,5% — по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте. Пониженные нормативы действовали три месяца с 11 октября. С 15 января 2008 года ЦБ РФ вернул нормативы на прежний уровень, который действует в настоящее время.

Тогда ЦБ объяснял свое решение реализацией мер, направленных на расширение возможностей, предоставляемых кредитным организациям, по получению рефинансирования от Банка России в связи с существенным снижением уровня ликвидности банковского сектора в третьем квартале 2007 года, связанным с кризисными явлениями на международных финансовых рынках.

Кроме того, эксперты неоднозначно оценивают влияние принятых мер на доступ банков к деньгам на рынке. «Сейчас народ и так «сидит на измене». Люди боятся, начиная с людей в коммерческих банках, кончая людьми в реальном секторе, которые от них зависят. Потому что у банков проблемы с «длинными» деньгами, а ФОР практически отнимает «длинные» деньги», — возмущается Е. Надоршин. «Сейчас ни одного восторженного вопля вы не услышите, будут стоны и ругательства», — полагает он.

«В условиях роста денежной массы на 40-60% ежегодно смешно говорить, что денег не хватает. Денег хватает — проблема в том, что они не циркулируют, отсутствует интенсивный переток, это — проблема доверия. Крупные банки как-то между собой общаются, а мелкие не имеют доступа к кредитным ресурсам», — считает Е. Гавриленков, называя меры ЦБ «лечением симптомов», а не «причин болезни». «По нормальной логике, для стабильного функционирования системы без образования «пузырей», к которому приводят дешевые деньги, Центробанк должен кредитовать банки по ставке, превышающей уровень инфляции. В конце 2007 года ЦБ РФ кредитовал банки под 6,1% при уровне инфляции 12%, предоставление кредитов под «минус 6%» — это, конечно, абсурд», — отмечает он.

Е. Гавриленков видит проблему в том, что в РФ не работает механизм рефинансирования. «Сначала должна возникнуть потребность в рефинансировании, затем можно будет говорить о лечении проблемы. Сейчас у нас совсем другие реалии», — считает он.

Согласно мнению эксперта «Тройки Диалог», у крупных российских банков все-таки есть, пусть и ограниченная и не такая вольготная, как во втором квартале прошлого года, возможность занимать на внешних рынках, несмотря на все существующие проблемы. Угроза дефицита ликвидности из-за обострения в конце месяца при налоговых платежах может возникнуть, но критичной она не будет. «Все равно надо не забывать, что инфляция ускорилась, а ставка по-прежнему отрицательная, поэтому какого-то драматического влияния я не ожидаю», — говорит Е. Гавриленков.

Как считает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова, повышение ФОР для банков не критично. Рост по обязательствам в иностранной валюте на 0,5% отвлечет из банков 10-20 млрд. рублей с учетом повышения усредненного коэффициента, полагает она. Меры ЦБ, на ее взгляд, довольно «мягкие», и существенного «ущерба банковской ликвидности они не принесут».

Так, повышение ставки аукционов однодневного РЕПО следует скорее воспринимать как сигнал того, что ЦБ признает, что в свете растущей инфляции и присутствующего дефицита ликвидности процентные ставки сокращаться не будут, и подводит стоимость своих ресурсов к рыночным, отмечает Н.Орлова.

Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, который также был заместителем министра финансов, главным экономистом «Тройки Диалог», первым зампредом ЦБ и руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам, считает, что повышение отчислений в ФОР может сократить объемы кредитования на 30-40 млрд. рублей. По его словам, решение ЦБ, в первую очередь по обязательным отчислениям, приведет к повышению ставок по кредитам.

Между тем, Е. Гавриленков сомневается, что эти меры ЦБ помогут в борьбе с инфляцией. «Это поможет лишь отчасти, и то в незначительной степени. Чего мы можем ожидать от динамики цен, когда расходы бюджета растут такими темпами, как у нас? Поэтому все это — имитация борьбы с инфляцией», — считает он.

Е. Надоршин из «Траста» опасается, как бы ЦБ не пришлось впоследствии резко снижать ставку, как это делает сейчас ФРС США, чтобы покрыть дефицит ликвидности. «ФРС уже поборолась с инфляцией в конце прошлого года, и теперь они агрессивно инфляции будут помогать, резко снижая ставку. За один только январь — 1,25%. Как бы нам не пришлось потом точно так же делать», — говорит он.

Курсив-справка
Национальный банк Казахстана повысил ставку рефинансирования с 1 декабря 2007 года с 9% до 11% годовых. Тогда Нацбанк также объяснил повышение ставки ростом инфляции и увеличением доходности на межбанковском денежном рынке. Для участников финансового рынка данное решение не стало неожиданностью и, по мнению большинства из них, стало адекватным шагом регулятора на инфляционные процессы.

Читайте также