Непредсказуемый арт-рынок

Опубликовано
Антиквариат и живопись остаются не только хорошими украшениями для домов и офисов, но также инструментами для инвестиций. Однако в отличие от других инструментов прогнозировать их доходность не просто. Более того, западные коллекционеры опасаются, что цены на произведения искусства в настоящее время уже достигли пика и вскоре могут начать снижаться.

В последние годы отношения между участниками на арт-рынке России и Казахстана формализуются. Эксперты не отрицают появления в ближайшем будущем регулирующих законов. Уже сейчас в сфере продаж искусства крутятся огромные деньги.

В 1988 году Сотбис провел первый аукцион в Москве. В итоге было продано предметов искусства на 2 млн. фунтов стерлингов. Многие посетители не представляли, что работы советских художников могли уйти за большие деньги. Например, Григогий Бруски получил за свою работу «Фундаментальный лексикон» более $400 тыс. После этого последовал бум на работы советских художников, в результате западный рынок был перенасыщен. В настоящее время, по словам главы компании Sotheby’s CIS Михаила Каменского, в России несколько тысяч покупателей предметов искусства. Из них небольшая доля – особо крупные и активные клиенты. Российские коллекционеры значительно расширили свои вкусы. Теперь они интересуются почти всеми направлениями. В последнее время растет популярность импрессионистов и европейских художников-модернистов первой половины 20 века. Однако у каждого коллекционера свои причины на покупку предметов искусства, которые в большинстве случаев не раскрываются.

С ростом объемов арт-рынка, еще больше растет теневой рынок. По разным оценкам экспертов, «черный рынок» антиквариата в той же России составляет от $300-700 млн. Причины специалисты отмечают следующие: в России большое количество предметов покупается за наличные. И данная проблема в большей степени связана с продавцами, нежели с покупателями, утверждают эксперты. Продавцы боятся утечки информации и общественной огласки. Есть покупатели, которые готовы платить из легальных доходов, однако многие из них, как и продавцы беспокоятся, что о сделке станет известно.

При выборе произведений искусства необходимо учитывать рынок, где будет происходить сделка. Например, по оценкам экспертов, если покупатель интересуется рыцарскими доспехами и коллекционным оружием – лучше обратится на западные рынки, потому что у них выбор шире. Если интересует русская живопись или искусство, есть множество способов как приобрести их в России. Но эксперты настоятельно рекомендуют приобретать все на аукционах, на которых необязательно присутствовать лично. Сейчас можно принимать в них участие, используя телефон. Кроме того, покупатель может оставить заявку на определенные предметы, поручив представителям аукционного дома вести за него торги, предварительно ограничив их суммой. Не исключается в последнее время и Интернет-аукцион. Но в большинстве случаев там продаются не слишком ценные вещи.

В отношении живописи и других произведений искусства, покупка через аукцион снижает риски нарваться на подделку. Однако никто не застрахован от мошенничества. И если покупатель подверг купленный предмет авторитетной экспертизе, которая признала его подделкой, аукционные дома, как правило, сразу возвращают деньги.

К сожалению, по мнению М. Каменского, трудно оценивать антикварный бизнес с точки зрения инвестиций. Все расчеты для определенного класса предметов делаются задним числом, путем отслеживания истории рынка. И делать прогнозы на основании зафиксированных тенденций опасно, так как мода на искусство тоже меняется. Однако, существуют устойчивые брэнды, которые постоянно дорожают. К ним специалисты относят импрессианистов или старых мастеров. Другой пример – русское искусство. Многое зависит от авторства и качества произведения, но темпы роста цен в этом сегменте стабильны и высоки. «Многие из тех, кто покупал в начале 90-х вещи в самой высокой ценовой категории того времени $10-15 тыс., сейчас могут продать их в 100 раз дороже. И примеров тому множество. Посмотрите на результаты последних лондонских торгов», — говорит М. Каменский.

Асан УТЕПОВ

Читайте также