Skip to main content

«Футболшылар ешкімнен артық емес»

Павлодар облысының әкімі жергілікті «Ertis» футбол клубының ойыншылары неліктен ел қатарлы 42500 теңге алғанын түсіндірді

Фото: «Ertis» футбол клубының сайтынан алынды

Еліміздің футболдан бес дүркін чемпионы «Ertis» футбол клубының басшылықтың қаржылық «қитұрқыларының» салдарынан тағдыры қыл үстінде тұрғаны аздай, еліміздегі төтенше жағдай режимі кезінде 42500 теңге алу - спортшылар үшін жығылғанның үстіне жұдырық болыпты. Еске сала кетейік, наурыз айында жүргізілген аудиттен соң клубтың қаражаты мақсатсыз пайдаланып, салық уақтылы төленбей, берешекке белшеден батқаны анықталған еді. Ойыншылардың айтуынша, карантин кезінде небары 42500 теңге алуы тіпті қиынға соқты. Сондықтан облыс әкімі Әбілқайыр Сқақовтың атына да ашық хат жолдаған.

«Мен барлық жерлестеріміз сияқты «Ertis» футбол клубының жағдайына алаңдаймын. Қазіргі күндегі қарызы оның әрі қарай дамуына мүмкіндік бермей отыр. Дағдарысқа қарсы шаралар да нақты нәтижесін берген жоқ», - деді Әбілқайыр Сқақов брифинг барысында. 

Аймақ басшысы футбол клубы қоғамдық ұйым болғандықтан, барлық мәселені облыстық әкімдік шеше алмайтынын да айтты. 

«Еліміздегі төтенше жағдай режимі кезінде барлық дерлік шағын және орта бизнес жұмысын тоқтатып, оның қызметкерлері 42500 теңге алды. Ендеше неге футболшылар өздерінің миллиондаған жалақысын минималды көлемдегі айлыққа дейін қысқарта алмайды? Олар ешкімнен артық емес. Ойыншыларға ел қатарлы 42500 теңгенің төленуі әділ деп есептеймін. Себебі төтенше жағдай режимі кезінде ешқандай жаттығу, ойын болған жоқ», - деген пікір білдірді Әбілқайыр Сқақов. 

Ал «Ertis» ойыншылары жаттығу жиындарына бірнеше күн бұрын кірісіп кетті. Орталық стадионда жөндеу жұмыстары жүргізіліп жатқандықтан, футболшылар жергілікті «Жұлдыз» стадионында жаттығуда. 

Команданың бас бапкері Милан Миланович бастысы чемпионатқа дайындықты сапалы жүргізу дейді. 

«Мұндай екі айлық үзілісті мен де, футболшылар да көрмеген. Сондықтан айтарлықтай қиын болып тұр. Менің ойымша, қазіргі уақытта чемпионаттың басталар күнін күтіп, соған жақсы дайындалу керек. Әрі қарай не боларын уақыт көрсетер. Басшылық берген тапсырма аясында жұмыс істейтін боламыз», - деді Милан Миланович. 
 

banner_wsj.gif

Как происходит финансирование спорта в разных странах

Модель госфинансирования действует на постсоветском пространстве, а в других инвесторами являются болельщики

Фото: Pixabay

Модель госфинансирования профессиональных атлетов, привычная для Казахстана и России, совершенно не актуальна для других стран. Рассмотрим, как спонсоры тратят деньги на спорт в двух вариантах – российско-казахстанском и германском.

Что у нас

Российскую транснациональную энергетическую компанию «Газпром» смело можно считать главным спонсором всего мирового спорта. Уж на территории постсоветского пространства равных ей по затратам на футбол, хоккей и прочие дисциплины точно нет. А если учитывать тот факт, что более 50% акций «Газпрома» принадлежат государству, то можно смело утверждать, что именно руководство РФ занимается финансированием многих спортивных проектов – как внутри страны, так и далеко за ее пределами. 

На содержание ФК «Зенит» из Санкт-Петербурга выделяется самая большая сумма, однако и зарубежным командам, а также целым организациям перепадает немало. Ежегодно футбольному клубу с берегов Невы «Газпром» выделяет 100 млн евро при общем бюджете «Зенита» в 160 млн евро. Да и из оставшихся 60 млн почти все – те же самые государственные вливания, только из других источников – городской и областной казны. Лишь малую толику клуб способен заработать сам. 

За спонсорское соглашение с немецким «Шальке» российские энергетики выложили 150 млн евро, правда, их договор рассчитан на пять лет, так что в год гельзенкирхенцы получают примерно по 50 млн евро. По 40 млн евро «Газпром» каждый год перечисляет на счета ФИФА и УЕФА, что позволяет компании быть титульным спонсором главного клубного турнира Европы – Лиги чемпионов. Кроме того, на финансовой подпитке у российской госкорпорации находятся футбольные клубы «Оренбург» и «Томь», а также белградская «Црвена Звезда» и венская «Аустрия». 

Футболом экономическое влияние «Газпрома» на спорт не ограничивается. Газовый монополист содержит два волейбольных «Зенита» – из Казани и Санкт-Петербурга, одноименный баскетбольный питерский коллектив, футзальную «Югру», финансирует проекты по настольному теннису, автогонкам, велоспорту и, конечно же, хоккею.

Поддержка лучшей в мире игры на льду – особая статья расходов газового гиганта. Непосредственно «Газпром» содержит ХК СКА. Одно его дочернее предприятие – «Газпром нефть» – спонсирует омский «Авангард», другое – СОГАЗ – обеспечивает львиную долю бюджета всей Континентальной хоккейной лиги. Таким образом, ежегодные финансовые вливания «Газпрома» и аффилированных с ним компаний составляют около 1 млрд евро. 

В Казахстане роль местного «Газпрома» выполняет фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», обеспечивающий безбедное существование футбольной и баскетбольной «Астаны», хоккейного «Барыса» и велокоманды Astana Pro Team.

Что у них

Законодательство большинства европейских стран не предусматривает финансирование спорта высших достижений из госказны. К примеру, в Германии, где вообще нет министерства спорта, невозможно в принципе купить футбольную команду, потому что в каждом клубе страны 50% + 1 акцией владеют зарегистрированные болельщики.

Львиную долю прибыли команды Бундеслиги извлекают из продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, международных выступлений и трансферов. Инвесторы, причем все вместе взятые, могут вкладывать в содержание клуба не более половины бюджета. Они, в отличие от тех же «Газпрома» или «Самрук-Казыны», не имеют права влиять на трансферную политику клуба, каким-либо образом дополнительно премировать футболистов.

Поэтому все, что остается немецким компаниям, это рассчитывать на спонсорский логотип на игровой форме. Возьмем для примера «Баварию». Мюнхенцы с 2010 года носят форму с буквой «T» на груди. Эта честь ведущему немецкому оператору связи Deutsche Telekom стоит 30 млн евро каждый сезон.

Другой популярный прием – нейминг стадионов. В Бундеслиге лишь менхенгладбахская «Боруссия» выступает на одноименной арене, все остальные носят названия спонсоров. Самый жирный «стадионный» контракт, как и положено наиболее успешному клубу страны, заключила опять же «Бавария». Мюнхенское спортивное сооружение с момента его постройки в 2005 году и по 2031 год включительно будет называться Allianz-Arena. За это более чем четвертьвековое соглашение страховая корпорация отстегнула мюнхенскому клубу 100 млн евро. Впрочем, если разделить эту сумму на количество лет, то получится не так уж и много – 3,7 млн евро в год.

Третий крупнейший спонсор лидера немецкого футбола – концерн Audi. Автогигант заключил с «Баварией» 10-летнее соглашение на 90 млн евро, это еще плюс 9 млн евро на сезон. Неплохо поддерживает «красную машину» и ее технический спонсор. Компания спортивной одежды Adidas, помимо необходимого инвентаря и экипировки, ежегодно тратит на баварцев 27 млн евро.

Итого получается около 70 млн евро – вполне солидная сумма для аутсайдера Бундеслиги, но даже не для «Зенита» и уж никак не для «Баварии». Ее годовой бюджет равняется 550 млн евро, так что спонсорские вложения – это лишь десятая его часть. Для сравнения: выручка от продажи билетов только за один матч составляет 4 млн евро. За год мюнхенцы проводят на своем стадионе не меньше 30 игр, таким образом, с помощью билетной программы они зарабатывают как минимум 120 млн евро, столько же составляет прибыль от продажи именных футболок. 29 млн евро приносят платные телевизионные трансляции, еще 12 млн – продажа пива, закусок и сувенирной продукции. Однако больше всего «Бавария» зарабатывает непосредственно футболом – на участии в Лиге чемпионов от 70 до 75 млн евро в год и, конечно же, на трансферах игроков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png