Skip to main content

Brent маркалы мұнай бағасы барреліне 30 доллардан асты

Мұнай бағасы 7 күн қатарынан өсіп жатыр

Фото: shutterstock.com

1 мамыр күні  ОПЕК+-тің  мұнай өндіруді шектеу туралы келісімі  өз күшіне енгелі бері,  Brent маркалы мұнайдың құны $5 қымбаттады. 6 мамыр күнгі сауда-саттықта Brent фьючерсінің бағасы барреліне $31,01 дейін өссе, ал WTI бағасы барреліне $24,58 дейін көтерілді.

Жалпы алғанда 28 сәуір мен 5 мамыр аралығында бұл мұнайдың бағасы 10 долларға қымбаттаған. 

Сарапшылар шикізат бағасының оң серпінін мұнай экспорттаушы 23 елдің күнделікті өндірілетін қара алтын көлемін тәулігіне 9,7 млн баррельге азайту туралы ортақ келісімінің өз күшіне енуінің арқасында нарықта сұраныс пен ұсыныс теңгерімі қалпына келеді деген болжаммен байланыстырады. 

Сондай-ақ инвесторлар коронавирус пандемиясына байланысты енгізілген карантин шараларының жеңілдеуін күтіп отыр, шектеу алып тасталса, жанар-жағармай тұтыну көлемі артады. 

Одан бөлек, Chevron, ExxonMobil сынды өзге де ірі мұнай өндірушілер биыл өндірілетін мұнай көлемін қысқартатынын мәлімдеген болатын. Бұл да өз кезегінде фьючерс құнына жақсы ықпал жасаған. 

Oilprice сайтының жазуы бойынша, Goldman Sachs  WTI  маркалы мұнай бағасы 2021 жылы барреліне 48,50 доллардан  51,38 долларға қымбаттайды деп болжам жасап отыр. Сонымен қатар мұнайға деген әлемдік сұраныс та біртіндеп қалпына келуі керек. 

Айта кетейік,12 сәуір күні ОПЕК+ аясында мұнай экспорттаушы елдер осы жылдың мамыр-маусым айларында  мұнай өндіруді тәулігіне 9,7 млн баррельге қысқарту туралы келісімге қол қойды. Келесі жарты жылдықта тәулігіне 7,7 млн баррелді қысқартып отыру келісілген, ал  2021 жылдың 1 қаңтарынан 2022 жылдың 30 сәуіріне дейін тәулігіне өндірілетін мұнай көлемі 5,8 млн баррельге қысқаруы тиіс. 

Былтыр қазан айынан бері тәулігіне 1,7 млн баррель мұнай өндіретін Қазақстан тәулігіне өндірілетін мұнай көлемін 390 мың баррельге дейін төмендетуге міндеттеме алды. 
 

banner_wsj.gif

Как пандемия повлияла на трафик бизнес-джетов в Казахстане

Эксперты пророчат рынку чартерной и деловой авиации более быстрое восстановление, чем регулярному авиасообщению

Фото: Олег Спивак. Коллаж: Вадим Квятковский

Изменения на казахстанском рынке частных самолетов стали заметны в начале весны.

«В марте мы ощутили значительное снижение перевозок. Обычно в этот период клиенты летают на отдых и в деловые поездки. В марте большая часть рейсов была отменена, так как почти все бизнес-мероприятия были перенесены в связи с распространением коронавируса», – сообщил «Курсиву» директор Air Charter Service в Казахстане Евгений Галкин.

Air Charter Service – крупный игрок мирового рынка чартерной авиации, основные направления деятельности компании – это бизнес-авиация, групповые пассажирские и грузовые авиа­перевозки. В то же время, отмечают в компании, именно на март – на те дни, когда был объявлен режим чрезвычайного положения, – пришелся рост заказов на перелеты, поскольку многие постоянные клиенты бизнес-джетов эвакуировали себя и свои семьи частными рейсами в Казахстан из-за границы.

Период оживления оказался коротким: в апреле, когда в республике действовал режим ЧП, все чартерные рейсы внутри РК были запрещены, рассказывают в казахстанском представительстве Air Charter Service. Исключение составляли перевозки пациентов в критическом состоянии и пассажиров, у которых была государственная аккредитация (например, представителей строительных компаний, возводящих стратегические объекты).

Возможность путешествовать частными самолетами за границу сохранилась, но только у иностранных граждан, которые имеют право улететь из Казахстана в другую страну. Другими словами, пока возможно выполнение исключительно репатриационных рейсов. Та же Air Charter Service в Казахстане организовывала, например, эвакуацию граждан Узбекистана и США. Эвакуация граждан Казахстана из-за границы частными рейсами также возможна, но представители отрасли отмечают, что репатриационные рейсы требуют индивидуального согласования с государственными органами по противодействию COVID-19 и организуются крайне сложно.

Набор мер предосторожности на частном авиарейсе в период пандемии, рассказывает Евгений Галкин, выглядит так:

«Стало нормой спрашивать у пассажиров актуальный тест на коронавирус, пассажиры в свою очередь спрашивают отрицательный тест на COVID у всех членов экипажа. После каждого рейса происходит обязательная обработка салона самолета, специальными средствами обрабатываются все поверхности кресел и панелей».

На официальном сайте одного из участников казахстанского рынка частных авиаперевозок, компании Astana Business Aviation, представлен перечень направлений, популярных у их клиентов, и расценки на такие перелеты. Перелет на Мальдивы и обратно обойдется в сумму от $85 тыс., а путешествие из Нур-Султана в Москву с возвращением – от $33 тыс. В Air Charter Service, комментируя вопрос о стоимости чартерных перевозок в период пандемии, отметили, что цены заметно снизились, так спрос на услуги авиакомпаний сократился: «Мы видим значительную конкуренцию среди авиаперевозчиков. В среднем тарифы авиакомпаний снизились на 15–20%».

kak-pandemiya-povliyala-na-trafik-biznes-dzhetov-v-kazaxstane0001.jpg

Авиаперевозчик, который работает на рынке чартерной и деловой авиации уже 30 лет, рассчитывает, что летом и осенью 2020 года пассажиры будут чаще выбирать чартерные рейсы и таким образом компании удастся восполнить снижение перелетов, которое наблюдалось в апреле и мае текущего года. Евгений Галкин прогнозирует:

«Мы полагаем, что часть пассажиров сократит свои расходы и снизит частоту полетов на бизнес-джетах. К сожалению, еще часть клиентов перестанет заказывать частные самолеты. Но при этом появятся люди, которые раньше не рассматривали для себя перелеты на бизнес-джетах, но у них были на это деньги, а сейчас крайне актуальным становится вопрос заботы о здоровье. Очевидно, люди будут опасаться летать вместе с 150 пассажирами в замкнутом пространстве, так как в этом случае риск заражения COVID-19 значительно выше. За последние два месяца у нас были заявки от клиентов, которые впервые заказали частный борт в связи с вынужденными обстоятельствами в отсутствие регулярных рейсов».

Похожие выводы на основании опроса своих клиентов делает Private Jet Card Comparisons – своего рода гид по предложениям от компаний, специализирующихся на частных авиаперевозках. Если до пандемии коронавируса 46% респондентов ожидали, что увеличат количество летных часов, которые они проведут в бизнес-джетах, то после пандемии их число сократилось. Но 33% респондентов по-прежнему планируют чаще летать на частных самолетах в 2020-м, чем годом ранее. Для еще трети постоянных клиентов частной авиации объем потребления таких услуг останется на прежнем уровне. 37% продолжат пользоваться услугами чартерной и деловой авиации, но реже, и только 3% заявили, что откажутся от такого способа передвижения.

И даже спад в бизнесе не станет поводом для отказа от частных авиаперелетов, показывают ответы участников исследования Private Jet Card Comparisons на вопрос «Что, скорее всего, повлияет на ваши частные поездки в течение следующих шести месяцев?». 77% выбрали вариант «снижение потенциального воздействия коронавируса», который означает как раз использование бизнес-джетов. И только 22% поставили в приоритет «опасения по поводу личных активов или продаж компании и ее прибыли по сравнению со стоимостью полета в частном порядке».

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png