«Самұрық-Қазына» сыртқы қарыздың $650 млнға төмендеуін күтіп отыр

Өткен жылдың қорытындысы бойынша қысқару $4 млрдты құраған-ды

Фото: Shutterstock

«Самұрық-Қазына» Ұлттық әл-ауқат қоры» акционерлік қоғамы 2019 жылдың қорытындылары бойынша компаниялар тобы сыртқы қарызының $650 млнға төмендеуін күтіп отыр. Бұл турасында Әл-ауқат қорының қоғаммен байланыс және маркетингтік коммуникациялар департаменті хабарлады. 

Атап айтқанда, АО «ҚТЖ» ҰК» АҚ $780 млн сомасындағы еурооблигацияларды мерзімінен бұрын жапты, бұл ҚТЖ мінденттемелері берешек портфеліндегі жалпы мөлшердің тұрақты валютадағы үлесін 57%-дан 36%-ға дейін азайтуға мүмкіндік берді.   

Сонымен қатар, қор нарықтық шарттармен топ ішіндегі қаржыландыруды дамытуды жалғастыруда. 2019 қорытындылары бойынша еншілес ұйымдарды несиелендіру 185 млрд теңгеден астам соманы құрады, бұл инвестициялық жобаларды дер кезінде жүзеге асыруға жол беріп, қор тобының топтастырылған берешегін арттырған жоқ. 

2019 жылғы 10 айда «ҚазМұнайГаз» ҰК» АҚ тобы жоғарыда көрсетілген сомаларға қосымша мұнайды аванстау жөніндегі міндеттемелерін $2,6 млрд сомасына төмендетті. 

«Қазатомөндіріс» ҰАК» АҚ 2019 жылғы қыркүйекте акцияларды орналастыруды жүзеге асыруды аяқтады, сөйтіп, қор $128,2 млн (50 млрд теңге) тартты. Акцияларды сатудан түскен барлық қаржы Қазақстан Республикасының Ұлттық қорына құйылды.

Бұдан тыс, 2019 жылғы желтоқсанда қор «Екібастұз ГРЭС-2 станциясы» АҚ акцияларының 50% сатып алу жөніндегі мәмілені аяқтады, соның шеңберінде компания міндеттемелерін қайта құрылымдауға қол жеткізілді. Бұл сатып алу Қордың 3-энергоблокты салу бөлігіндегі «Екібастұз ГРЭС-2 станциясы» АҚ инвестициялық бағдарласын жүзеге асыруға мүмкіндік береді.

Естеріңізге салсақ, 2018 жылдың қорытындылары бойынша қор тобы компанияларының сыртқы қарызы $4 млрдқа қысқарған болатын. 

 

banner_wsj.gif

Перелеты в столицу Казахстана могут подорожать

Это связано с намерением аэропорта Нур-Султана поднять тариф на взлет и посадку самолетов

Фото: Аскар Ахметуллин

Столичный аэропорт намерен повысить расценки на свои услуги. Предполагается, что рост составит 46%. Крупнейшие авиаперевозчики заявили, что вынуждены будут корректировать ценовую политику, если расходы на услуги воздушной гавани придется увеличить.

Заявка АО «Международный аэропорт Астана» на утверждение нового тариф на регулируемую услугу - обеспечение взлета-посадки воздушных судов - опубликована на сайте электронной базы данных субъектов естественных, государственных монополий и общественно значимых рынков «Монополист» 29 июня. 

В документах за подписью заместителя председателя правления по финансам АО «Международный аэропорт Астана» Мухидена Абильдинова (документы находятся в распоряжении редакции) говорится, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания услуги. Он не менялся последние 14 лет и в настоящее время убыточен.

Основными факторами для повышения являются рост затрат на амортизацию и техобслуживание на 77%, увеличение заработной платы сотрудникам.
Согласно данным из неконсолидированной финансовой отчетности предприятия, опубликованной на сайте bazamonopolist.kz, столичный аэропорт завершил 2019 год с убытком 7,4 млрд тенге, имеет долгосрочные займы на сумму 30,3 млрд тенге. 

На предприятии разработана инвестиционная программа на 2021-2025 годы на сумму 2,1 млрд тенге. Основные затраты, входящие в нее, включают в себя приобретение рентгено-телевизионного оборудования, детекторов частиц взрывчатки и наркотических веществ, сканеров обуви, металлоискателей. Исходя из расчетов руководства компании, финансирование инвестпроектов АО гораздо выгоднее за счет собственных доходов аэропорта, нежели от заемных средств. В частности, если аэропорт оформит новый займ, то выплата вознаграждения банку превысит 1 млрд тенге.

Каким образом новый тариф аэропорта может повлиять на пассажиров? Исходя из пункта 23 раздела 3 Правил формирования тарифов (приказ Министерства нацэкономики) сроки рассмотрения заявки субъектов естественных монополий - до 90 рабочих дней. Только после вынесения решения уполномоченным органом аэропорт сможет выставлять счета авиакомпаниям уже с учетом увеличенного тарифа. 

«Повышение ставок аэропорта на данную услугу (или любую другую) приведет к росту расходов авиакомпании, пересмотру тарифной политики, что приведет к повышению тарифа, снижению спроса и сокращению количества рейсов», - прокомментировал корреспонденту Kursiv.kz специалист департамента по корпоративным коммуникациям «Air Astana» Тлек Абдрахимов.

В компании SCAT отмечают, что тарифы аэропортов вкупе с другими факторами (стоимостью топлива, обслуживание и т.д.) влияют на стоимость перелета. И любые ценовые скачки в конечном счете могут отразиться на пассажирах.

«По опыту работы компании можно сказать, что несмотря на некоторые изменения в ценнике на авиационное топливо, и прочие услуги, в прошлом году компанией SCAT не было отмечено значительных скачков, которые бы привели к изменению стоимости авиабилетов. Все находилось в пределах допустимой нормы. В нашей компании ценник регулируется гибкой тарифной сетью», - пояснила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

АО «Международный аэропорт Астана» является собственностью Комитета госимущества и приватизации МФ РК, до мая 2019 года было в доверительном управлении ТОО «Airport Management Group» (данные из отчетности). 

Ранее Kursiv.kz писал о просьбе господдержки руководителей крупнейших аэропортов Казахстана в период пандемии. Директора авиапредприятий просили ввести для аэропортов налоговые каникулы, освободить от штрафов за неисполнение инвестиционных программ во время карантина. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg