Аудиторлар «Алма-ТВ» компаниясының есебін жарамсыз деп таныды

Олардың айтуынша, бұл есеп компанияның 2018 жылғы қаржылық жағдайын толық қамтымаған

Фото: Shutterstock.com

«КПМГ Аудит» «АлмаТел Қазақстан» АҚ-ның («Алма-ТВ» сауда белгісі) 2018 жылғы шоғырландырылған қаржылық есеп-қисабы туралы теріс пікір білдірді. Аудиторлық есеп 3 қыркүйек күні Қазақстан қор биржасының сайтында жарияланған.

Аудиторлық қорытындыға сүйенсек, ұсынылған қаржылық есеп «АлмаТел Қазақстан» тобындағы компаниялардың 2017 жылдың 31 желтоқсаны мен 2018 жылдың 31 желтоқсан аралығындағы шоғырландырылған қаржылық жағдайын, сондай-ақ осы уақыттағы қаржы көрсеткіштері мен бір жылдық қаржы айналымы туралы толық және нақты ақпарат бермейді. Осылайша аудиторлар компанияның есеп-қисабы халықаралық қаржылық есеп стандарттарына сай емес деп тұжырымдаған. 

Аудиторлардың мәліметтеріне сүйенсек, 2018 жылдың 31 желтоқсанындағы жағдай бойынша, «Алма-ТВ» негізгі қаражатының нақты  құны оның балама құнынан айтарлықтай айырмашылығы болып, 24,37 млрд теңгені көрсеткен. Бұндай көрсеткіштер қалыптасса, ХҚЕС компания басшылығынан негізгі қаражатты қайта бағалауды талап етеді. Алайда компания қайта бағалау жүргізбеген. 

Сондай-ақ, 2018 жылғы трансляцияның 3,454 млрд теңге көлеміндегі шығыны мен 2,211 млрд теңге қарызына қатысты нақты дәлел табылмаған. 
  
Сонымен қатар, «КПМГ Аудит» қорытындысында, оларға дейінгі аудиторлар 2017 жылдың желтоқсанындағы жағдай бойынша, «Алма-ТВ»-ның жалғыз акционері ретінде көрсетілген жеге тұлға, расында осы компанияның ақырғы иесі екенін растайтын жеткілікті дәлел таба алмағанын жазған. 

«Алма-ТВ» аудитін 2017 жылы Almir Consulting жүргізген. Сол жылғы қаржы есептілігі жазбаларында 2017 жылдың 31 желтоқсанындағы жағдай бойынша, «Алма-ТВ»-ның жалғыз акционері Т.В.Пак екені көрсетілген. («Asset Invest» ЖШС арқылы басқарған). Осы ақпаратқа қатысты Almir Consulting компаниясының берген ескертпесі мынандай: «Аталған жеке тұлға компания тобы қызметін бақылайды деген нақты ақпарат жоқ. Бұл халықаралық қаржылық есеп стандарттарының бұзылуы деп ойлаймыз». Ал бір жыл бұрын компания «Ордабасы Комьюникейшенс» ЖШС арқылы Д.Никитин мен Е.Әбдірахмановқа тиесілі болған. 

2019 жылдың 1 маусымындағы жағдай бойынша, «АлмаТел Қазақстан» компаниясы акцияларының 80 пайызын «DSFK» ЖШС иеленген (ақырғы иесі – жергілікті Forbes тізіміне кіретін Владимир Ким), ал қалған бөлігі Asset Invest-тің қолында. DSFK  – RBK Bank (банк те Владимир Кимге тиесілі) активтерінің бір бөлігі берілген, қарызды өндірумен айналысатын қаржылық компания. 

«КПМГ Аудиттің» қорытындысы бойынша,  2018 жылдың 31 желтоқсанында «Алма-ТВ» компаниясының қысқа мерзімді міндеттемелері оның қысқа мерзімді активінен 4,1 млрд теңгеге асып кеткен. Оған қоса, көрсетілген датада 914 млн теңге көлеміндегі міндеттеменің мерзімі өтіп кеткені байқалады.

Сонымен қатар, аудиторлар компанияның ақшалай қаржысы мен олардың баламасын банк берген көшірмелер арқылы салыстыра келе, компания тобы қаржыдан қыжалат көріп отырмағанын анықтаған. Тағы бір айта кететін жайт, аудитордар «Алма-ТВ» иесі – DSFK компаниясы ол өз міндеттемелерін орындай алмай жатса, қаржылай көмек беруге әзір екенін білдірген хат алған. 

«АлмаТел Қазақстан» («Алма-ТВ» сауда белгісі) – еліміздегі ірі кабельдік операторлардың бірі. Ол 1994 жылы қазақ-американ бірлескен кәсіпорны ретінде ашылған. Кейінірек компания толығымен қазақстандық кәсіпкерлердің бақылауына өтті. «Алма-ТВ» республикамыздың 20 қаласында жұмыс істейді. Аналогтық және цифрлық телехабар таратумен қатар, интернет-провайдер қызметін  ұсынады.

2018 жылдың маусымында Алматы экономикалық соты «АлмаТел Қазақстан» АҚ-ның сол кездегі жалғыз акционері «Asset Invest» ЖШС-ін банкрот деп таныды. Бірнеше ай өткен соң Алматы қалалық соты да бұл шешімді  қолдады. Сол кезде Asset Invest-ті басқарған және RBK Bank-тен қаражат жымқыру ісі бойынша тергеу изоляторында жатқан Татьяна Пак апелляцияға беруден бас тартып, тергеу изоляторынан үй қамаққа ауыстырылады.

«Алма ТВ» компаниясының бұрынғы басшысы Жомарт Ертаев та осы іс бойынша тергелген. 

2018 жылдың желтоқсанында компанияның 80 пайыз үлесін қазақстандық бизнесмен Владимир Кимге қарасты компания (DSFK) иеленген.

banner_wsj.gif

Будущее для индустрии быстрого питания уже наступило

Сети фастфуда вроде McDonald’s извлекают уроки из пандемии

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Крупные сети ресторанов проделали большую работу по преодолению «коронавирусного» кризиса. В результате будущее отрасли вполне может напоминать то, как она выглядит сейчас.

Распространение коронавируса, а также введенный правительством карантин стали причиной настоящего хаоса в ресторанной индустрии США. В прошлый четверг компания Darden Restaurants, под управлением которой находятся такие сети ресторанов, как Olive Garden и LongHorn Steakhouse, заявила о том, что в период до 31 мая ее объем продаж упал почти на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в июне продажи вообще снизились на треть. Многие более мелкие независимые компании пострадали еще сильнее.

Однако в это же время крупные сети быстрого питания вновь начали зарабатывать. В кризис они упростили выбор меню, закрыли обеденные зоны и расширили число предложений в рамках различных акций. В результате многие клиенты стали к ним возвращаться. В апреле продажи McDonald’s в США упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако в мае этот разрыв составил всего 5%. Carrols Restaurant Group, одна из крупнейших компаний франчайзи в США, заявила о том, что в последнюю неделю марта продажи в ее ресторанах Burger King упали на 33% по сравнению с прошлым годом, но за первую неделю июня они выросли на 2,5%.

В этот же период объем продаж в точках продаж Popeye’s Louisiana Kitchen увеличился на 14,6%. Благодаря таким результатам цена акций этих компаний значительно выросла с мартовских минимумов. Как и в других отраслях, необходимость быстро адаптироваться к меняющимся условиям означает, что будущее наступило с опережением графика. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, к концу текущего года на онлайн-заказы будет приходиться не менее 13% всех продаж в ресторанах в США. До кризиса считалось, что онлайн-доставка достигнет этого уровня лишь к 2023 году.

Онлайн-заказы на самовывоз также стали более популярными. Свою роль, безусловно, играет и то, что у клиентов ресторанов быстрого питания растет доход. По состоянию на 22 мая в рамках программ стимулирования Налоговая служба США отправила американцам чеки на общую сумму $258 млрд.

Ожидается, что повышение федеральных пособий по безработице продолжится как минимум до конца июля.

Повсюду люди стали реже ходить в точки продаж, однако средний чек на одного покупателя резко вырос благодаря большим по объему заказам от целых семей. Кроме того, поскольку многие независимые рестораны все еще закрыты, выбор у потребителей невелик, что, естественно, выгодно для тех точек, которые имеют возможность продолжать работу. Без привычного обслуживания в обеденной зоне франчайзи также могут снизить свои затраты на персонал.

Тем не менее процесс восстановления работы сетей быстрого питания проходит неравномерно. Например, если в центральных городских районах рестораны страдают от отсутствия клиентов, то в точках продаж, расположенных в пригородах, где работает система обслуживания клиентов на автомобилях, наблюдается огромный рост спроса, поскольку покупатели выбирают тот вариант питания, который позволяет им не покидать свои автомобили. И здесь сетям быстрого питания удалось оперативно внедрить ряд улучшений.

Как рассказал генеральный директор McDonald’s Крис Кемпчински, в период пандемии компания на 25 секунд сократила среднее время, необходимое для выполнения заказа посетителя на автомобиле. В таком бизнесе, как быстрое питание, где происходит большое количество транзакций, подобная оптимизация ведет к росту потенциала продаж и увеличению маржинальности. С другой стороны, в ресторанах, которые раньше полагались на высокий уровень пешеходного трафика, например, на территории колледжей, в аэропортах или в центре города, рост продаж по-прежнему невысокий.

Нарушение привычного темпа работы и школьных занятий также отразилось на сетях быстрого питания, которые довольно сильно зависят от продаж завтраков. В обычное время завтраки являются важным элементом продаж благодаря таким высокомаржинальным напиткам, как кофе. Так, Starbucks сообщила о снижении за последнюю неделю мая сопоставимых с прошлым годом продаж в США на 32%, в то время как Dunkin Brands проинформировал о снижении за неделю по 23 мая продаж своих пончиков на 23%.

McDonald’s и Taco Bell также заявили о резком падении продаж завтраков. В другое время дня, например в обед, продажи, наоборот, выросли, однако не каждая сеть предлагает подобное меню. Эту проблему будет сложно решить в краткосрочной перспективе. Бесспорно, реклама и акции способны побудить клиента сменить ресторан. Однако в мире, где работникам не нужно ехать на работу в офис, убедить их выйти на улицу с утра пораньше – это весьма непростая задача. Со своей стороны Starbucks планирует открыть в городских районах большее число точек продаж, специально предназначенных для работы на вынос и предварительного заказа.

И хотя у подобных точек более низкий потенциал продаж, если сравнивать их с традиционным кафе, экономия на персонале и накладных расходах на содержание помещения будет значительной. Кроме того, акцент на онлайн-заказах делает этот формат точек продаж более привлекательным.

«Мы ожидаем, что отдача от этих инвестиций, даже при меньших объемах продаж, будет по меньшей мере такой же хорошей, как и у наших традиционных кафе», – заявил на прошлой неделе финансовый директор компании Патрик Грисмер во время конференции с инвесторами.

И до пандемии доставка, еда на вынос и предварительный заказ были экономически оправданны для ресторанов. Поэтому не стоит удивляться, если социальное дистанцирование в бургерных продолжится и после COVID-19.

Screenshot_1_6.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg