923 views

Chocofamily Holding Continues to Consolidate the E-Commerce Market in Kazakhstan

Founders of Aviata.kz Alexey Li and Evgeniy Matveev have quit the merged travel company of Aviata and Chocotravel, giving up their shares to the Chocofamily Holding

Фото: Shutterstock

Announced on November 20, Chocofamily Holding has become full owner of the merged travel company of Aviata and Chocotravel. The holding previously owned a 53% share of the business.

The details of the deal haven’t been disclosed, but the parties have described it as being unique for Kazakhstan.

“This is a precedent-setting deal, to make a multimillion exit five to six years after the start,” Ramil Mukhoryapov, CEO of Chocofamily Holding, wrote on his Facebook page.

Aviata.kz and Chocotravel.com merged in February 2018. Both companies had been dominating the market of online ticket sales. By the time of the merger, their combined revenue was over $100 million. Notably, Chocofamily Holding, owner of Chocotravel.com, invested 600 million tenge into the merged company.

Since then, according to Chocofamily Holding’s press release, monthly revenue of the merged company has almost tripled and currently equals 8 billion tenge. The company sells more than 330,000 air and railway tickets per month. Mukhoryapov noted on Facebook that during a year and a half, growth of the merged business nearly tripled.

In the last ten months, air ticket sales increased by 57%, while railway ticket sales increased by 147%.

In his short commentary for Kursiv.kz, Alexey Li named two reasons he quit the successful business: his desire to focus on developing his own online shopping mall, Arbuz.kz, and a good time “to turn virtual capital into physical capital.”

Li agreed that quitting a successful business project isn’t typical for Kazakhstan, but it is “typical for the venture industry and the Internet industry as a whole.” The entrepreneur also announced plans to invest in tech startups.

Evgeniy Matveev, co-founder of Aviata.kz and representative of the Transavia company group (one of the largest offline ticket sales operators in Kazakhstan – Kursiv), said that his decision to quit is based on his desire to continue studying and to focus on domestic tourism projects. Matveev noted that “collaboration within the boundaries of strategic partnership between Aviata & Chocotravel and Transavia will be continued.”

Chocofamily Holding continues to consolidate the e-commerce market. Earlier in 2017, the holding bought its main competitor in the coupon services market, the Besmart.kz project, which allowed Chocofamily to gain control of 95% of the market. Experts then called the deal “iconic,” the first one in the history of Kazakhstani e-commerce where exit from the project was profitable. The deal’s value wasn’t publicized.

It can be said that most M & A (mergers and acquisitions) deals on this market now involve Chocofamily Holding. It bought 100% of Foodpanda Kazakhstan, became the owner of a 67% stake in iDoctor.kz, and sold its online store Chocomart to the national company Kazakhtelecom.

banner_wsj.gif

140 views

Будущее для индустрии быстрого питания уже наступило

Сети фастфуда вроде McDonald’s извлекают уроки из пандемии

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Крупные сети ресторанов проделали большую работу по преодолению «коронавирусного» кризиса. В результате будущее отрасли вполне может напоминать то, как она выглядит сейчас.

Распространение коронавируса, а также введенный правительством карантин стали причиной настоящего хаоса в ресторанной индустрии США. В прошлый четверг компания Darden Restaurants, под управлением которой находятся такие сети ресторанов, как Olive Garden и LongHorn Steakhouse, заявила о том, что в период до 31 мая ее объем продаж упал почти на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в июне продажи вообще снизились на треть. Многие более мелкие независимые компании пострадали еще сильнее.

Однако в это же время крупные сети быстрого питания вновь начали зарабатывать. В кризис они упростили выбор меню, закрыли обеденные зоны и расширили число предложений в рамках различных акций. В результате многие клиенты стали к ним возвращаться. В апреле продажи McDonald’s в США упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако в мае этот разрыв составил всего 5%. Carrols Restaurant Group, одна из крупнейших компаний франчайзи в США, заявила о том, что в последнюю неделю марта продажи в ее ресторанах Burger King упали на 33% по сравнению с прошлым годом, но за первую неделю июня они выросли на 2,5%.

В этот же период объем продаж в точках продаж Popeye’s Louisiana Kitchen увеличился на 14,6%. Благодаря таким результатам цена акций этих компаний значительно выросла с мартовских минимумов. Как и в других отраслях, необходимость быстро адаптироваться к меняющимся условиям означает, что будущее наступило с опережением графика. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, к концу текущего года на онлайн-заказы будет приходиться не менее 13% всех продаж в ресторанах в США. До кризиса считалось, что онлайн-доставка достигнет этого уровня лишь к 2023 году.

Онлайн-заказы на самовывоз также стали более популярными. Свою роль, безусловно, играет и то, что у клиентов ресторанов быстрого питания растет доход. По состоянию на 22 мая в рамках программ стимулирования Налоговая служба США отправила американцам чеки на общую сумму $258 млрд.

Ожидается, что повышение федеральных пособий по безработице продолжится как минимум до конца июля.

Повсюду люди стали реже ходить в точки продаж, однако средний чек на одного покупателя резко вырос благодаря большим по объему заказам от целых семей. Кроме того, поскольку многие независимые рестораны все еще закрыты, выбор у потребителей невелик, что, естественно, выгодно для тех точек, которые имеют возможность продолжать работу. Без привычного обслуживания в обеденной зоне франчайзи также могут снизить свои затраты на персонал.

Тем не менее процесс восстановления работы сетей быстрого питания проходит неравномерно. Например, если в центральных городских районах рестораны страдают от отсутствия клиентов, то в точках продаж, расположенных в пригородах, где работает система обслуживания клиентов на автомобилях, наблюдается огромный рост спроса, поскольку покупатели выбирают тот вариант питания, который позволяет им не покидать свои автомобили. И здесь сетям быстрого питания удалось оперативно внедрить ряд улучшений.

Как рассказал генеральный директор McDonald’s Крис Кемпчински, в период пандемии компания на 25 секунд сократила среднее время, необходимое для выполнения заказа посетителя на автомобиле. В таком бизнесе, как быстрое питание, где происходит большое количество транзакций, подобная оптимизация ведет к росту потенциала продаж и увеличению маржинальности. С другой стороны, в ресторанах, которые раньше полагались на высокий уровень пешеходного трафика, например, на территории колледжей, в аэропортах или в центре города, рост продаж по-прежнему невысокий.

Нарушение привычного темпа работы и школьных занятий также отразилось на сетях быстрого питания, которые довольно сильно зависят от продаж завтраков. В обычное время завтраки являются важным элементом продаж благодаря таким высокомаржинальным напиткам, как кофе. Так, Starbucks сообщила о снижении за последнюю неделю мая сопоставимых с прошлым годом продаж в США на 32%, в то время как Dunkin Brands проинформировал о снижении за неделю по 23 мая продаж своих пончиков на 23%.

McDonald’s и Taco Bell также заявили о резком падении продаж завтраков. В другое время дня, например в обед, продажи, наоборот, выросли, однако не каждая сеть предлагает подобное меню. Эту проблему будет сложно решить в краткосрочной перспективе. Бесспорно, реклама и акции способны побудить клиента сменить ресторан. Однако в мире, где работникам не нужно ехать на работу в офис, убедить их выйти на улицу с утра пораньше – это весьма непростая задача. Со своей стороны Starbucks планирует открыть в городских районах большее число точек продаж, специально предназначенных для работы на вынос и предварительного заказа.

И хотя у подобных точек более низкий потенциал продаж, если сравнивать их с традиционным кафе, экономия на персонале и накладных расходах на содержание помещения будет значительной. Кроме того, акцент на онлайн-заказах делает этот формат точек продаж более привлекательным.

«Мы ожидаем, что отдача от этих инвестиций, даже при меньших объемах продаж, будет по меньшей мере такой же хорошей, как и у наших традиционных кафе», – заявил на прошлой неделе финансовый директор компании Патрик Грисмер во время конференции с инвесторами.

И до пандемии доставка, еда на вынос и предварительный заказ были экономически оправданны для ресторанов. Поэтому не стоит удивляться, если социальное дистанцирование в бургерных продолжится и после COVID-19.

Screenshot_1_6.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg