Узбекистан реформирует не только внутреннюю, но и внешнюю политику

На сессии Генассамблеи ООН 23 сентября выступил президент самой густонаселенной страны Центральной Азии – глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Реализация озвученных им тезисов может непосредственно сказаться не только на жизни узбекистанцев, но и затронуть сопредельные страны. 
Профессор Казахстанско-немецкого университета

На сессии Генассамблеи ООН 23 сентября выступил президент самой густонаселенной страны Центральной Азии – глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Реализация озвученных им тезисов может непосредственно сказаться не только на жизни узбекистанцев, но и затронуть сопредельные страны. 

С 2017 года, после того, как президентом Узбекистана был избран Шавкат Мирзиёев, в стране начались масштабные реформы. Можно по-разному оценивать их успешность в разных сферах, но не заметить изменений невозможно – в том числе глядя из соседних стран. Особенно в том, что касается изменений во внешнеполитической сфере. 

Еще в 2017-м году в «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан» была поставлена цель «создания вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства». Фактически Узбекистан заявил о возможности отхода от системы, возникшей в начале 1990-х на волне распада СССР и привязанной к социально-экономической и культурно-исторической фрагментации, сформированной в советские годы. Новым принципом региональной политики стала не историческая или географическая привязанность, а связь прагматическая, исходящая из характера взаимодействия стран региона. 

Приверженность этому подходу страна подтверждала не раз. Например, выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН осенью 2017 года президент РУз отметил, что «главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии» и указал, что Узбекистан готов «к разумным компромиссам со странами Центральной Азии по всем без исключения вопросам». 

Выступая в Нью-Йорке в минувшую среду Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что за последние годы государства Центральной Азии выстроили отношения добрососедства и взаимного доверия. Это наглядно проявилось в период карантина в связи с эпидемией COVID-19. Страны региона не отстранились друг от друга, а оказывали взаимную поддержку. Значимым фактором в региональных процессах можно рассматривать и проведение двух раундов консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

Ряд поднятых Шавкатом Мирзиёевым тем, таких как использование общих водных ресурсов региона и вопрос последствий высыхания Аральского моря, обеспечение региональной безопасности, позволяет утверждать, что Узбекистан в качестве неотъемлемой части «регионального пояса добрососедства», создаваемого вокруг Узбекистана, рассматривает Афганистан. Более того, эта установка была сформулирована максимально четко: лидер Узбекистана отметил, что «мы воспринимаем Афганистан как неотъемлемую часть Центральной Азии». Содействие мирному процессу в этой стране позиционируется Шавкатом Мирзиёевым как одна из ключевых задач как Узбекистана, так и региона в целом. Активизация вовлечения Афганистана в процессы регионального экономического сотрудничества видится главе РУз в развитии его транспортной и энергетической привязанности к инфраструктуре региона, развитии транспортно-коммуникационной взаимосвязанности и обеспечении региональной безопасности. Кроме того, узбекистанский лидер предложил создать комитет по Афганистану при ООН.  

В совокупности это позволяет согласиться с мнением Шавката Мирзиёева, что «в настоящее время в регионе Центральной Азии происходят фундаментальные изменения». При этом позиционирование регионализации Узбекистана как строящейся на основе прагматизма и взаимодоверия и включающей Афганистан, позволяет лидеру РУз с одной стороны, однозначно позиционировать Узбекистан как региональную державу, а с другой – избегать острых геополитических тем, таких как вопросы регионального лидерства, что, однозначно, может рассматриваться как установка на прагматическую политику в значительной степени свободной от идеологических ограничений.