При росте объема производства топлива в Казахстане сохраняется дефицит ГСМ

Опубликовано
Разбираемся, почему это происходит

По данным Минэнерго, в стране за 8 месяцев текущего года было произведено 3,270 млн тонн дизтоплива, что на 9% больше, чем за тот же период прошлого года. Однако дефицит дизельного топлива сохраняется. Разбираемся, почему это происходит.

В правительстве причину объясняют тем, что в 2021 году наблюдается существенный рост потребления дизтоплива. Так, в августе был зафиксирован пик потребления в объеме почти 520 тыс. тонн (на 84 тыс. тонн больше, чем в 2020 году).

«Мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно в приграничных областях. Если бы мы закрыли границы Казахстана, то смогли бы на 100% обеспечить внутреннюю потребность. Но через нас проходит транзитный транспорт», – сказал на недавней пресс-конференции по вопросам дефицита топлива в стране вице-министр энергетики Асет Магауов.

Такое увеличение в министерстве связывают с ростом транзитных грузоперевозок. Иностранные водители предпочитают заправлять крупногабаритный транспорт в нашей стране. Причина в том, что цена на дизтопливо в Казахстане ниже, чем в приграничных России, Узбекистане и Кыргызстане. Диспаритет цен на топливо между нашими странами – проблема, которая, по мнению отраслевых экспертов, будет возникать в Казахстане постоянно.

Пока не решится проблема ценового дисбаланса с соседними странами, уверен энергетический эксперт Олжас Байдильдинов, «волны дефицита дизельного топлива будут накрывать страну».

«До модернизации наши НПЗ производили 4 млн тонн дизельного топлива в год, по итогам 2021 года ожидается 4,9 млн тонн. Но этого не хватает. Дело в вывозе нашего ГСМ в другие страны. Разница с соседями растет уже долгое время, тогда как в Казахстане цена осталась стабильной. Сейчас в Кыргызстане цена на дизель выше 260 тенге за литр, в России –280–300 тенге, в Узбекистане – свыше 360 тенге, в Китае – свыше 440 тенге. В этих условиях продолжается «серый» экспорт ГСМ, потому что это прибыльный бизнес», – говорит Байдильдинов.

Для обеспечения страны топливом потребуется импорт из России. Но дизельное топливо оттуда, с учетом разницы в налоговой нагрузке, не может быть дешевле 260–270 тенге за литр. Соответственно, все это скажется на стоимости ГСМ в Казахстане. Сейчас разница в цене на топливо с Россией составляет практически 100 тенге, с Узбекистаном — 70–80 тенге. Крупные сети АЗС республики держат цены на уровне 207–210 тенге за литр, остальные сети — 230–240 тенге.

«Топливо – это акцизный товар, а акцизы на топливо у нас ниже, чем в России, поэтому растет экспорт, не в последнюю очередь – «серый» экспорт. Топливо продается там, где его можно продать дешевле. Поэтому в том числе и создается дефицит», – говорит Жарас Ахметов, директор ТОО «OilGasProject».

Периодически появляется информация о значительном росте цен на отдельных АЗС в регионах. В ответ на это в рамках антимонопольного контроля на рынке дизельного топлива ранее были вынесены уведомления о снижении цен. Идет проверка нефтебаз, оптовых и розничных поставщиков на предмет обоснованности ограничения реализации дизтоплива и возможного его вывоза за пределы Казахстана.

«Министерство энергетики переэкспортировало дизтопливо за рубеж, –пояснил экономист Сергей Смирнов, эксперт нефтегазового рынка. – В 2019 году экспорта дизельного топлива не было, в 2020 году его начали экспортировать. За 7 месяцев 2021 года экспортировали почти что 90% от всего объема, который был экспортирован в прошлом году».

Чтобы решить проблему дефицита и полностью обеспечить внутренний рынок, правительство ввело запрет на экспорт дизтоплива. Вместе с этим увеличились поставки из России — в первой половине октября Казахстан импортировал с российских баз около 32 тыс. тонн.

Немного смягчил ситуацию перенос планового ремонта Павлодарского НПЗ на более поздний срок. Однако срок эксплуатации технологической колонны комплекса первичной переработки нефти завода истекает в конце 2021 года, поэтому критически важно было произвести ремонт до морозов. Поэтому с 9 октября по 4 ноября НПЗ все-таки приостановил работу.

По итогам сентября на всех ПНЗ республики были закрыты заявки на поставку топлива во время уборочных кампаний. Поставки фермерам осуществлялись на приоритетной основе по цене ниже рыночной. И это не исключает фактов перепродажи топлива на местах со значительной накруткой. Ожидается, что после окончания ремонта на Павлодарском НПЗ все три завода смогут обеспечить нужный объем топлива для внутреннего рынка.

Читайте также