Беларусь лоббирует продление беспошлинного ввоза электромобилей в ЕАЭС

Опубликовано
Шеф-редактор газеты
Обозреватель отдела "Фондовые рынки"
Республика показывает взрывную динамику импорта таких авто

15 августа на портале ЕЭК завершилось публичное обсуждение проекта решения о продлении нулевых таможенных пошлин на ввоз легковых электромобилей до конца 2023 года. Действующие правила предполагают, что беспошлинный ввоз электрокаров на территорию ЕАЭС закончится в нынешнем году.

Инициатор продления беспошлинного ввоза электромобилей – Беларусь. Эта республика за прошлый год нарастила импорт электрокаров в 10 раз. Представители Беларуси считают, что продление действия нулевых ввозных пошлин увеличит парк электромобилей в ЕАЭС, а это в свою очередь стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, сервисов, а потом и производства таких авто.

Повторение – мать результата

Таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС обнуляют не первый раз. Нулевую ставку вводили с сентября 2016 года по август 2017-го включительно, но «ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов», отмечали в Евразийской экономической комиссии весной 2020-го. В планах тогда тоже значилось формирование рынка электромобилей.

Ныне действующее обнуление ввозных ставок заработало в мае 2020 года все с той же целью – простимулировать развитие электромобильной отрасли внутри ЕАЭС.

Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев введение нулевой ставки весной 2020 года объяснял «скачком курсов национальных валют и отсутствием внутреннего производства, а также созданием стимулов по формированию необходимой инфраструктуры».

Вторая серия нулевых пошлин должна была быть подлиннее – до конца 2021-го. Но Беларусь считает, что даже этого мало, и предлагает растянуть их действие до конца 2023 года – чтобы закрепить полученные результаты.

Эта республика, по данным Белстата, за 2020 год импортировала 1 297 транспортных средств, приводимых в движение только электрическим двигателем (ТН ВЭД 870380). Годом ранее – всего 133. В прошлом году 1 191 электромобиль был завезен в Беларусь из Китая, а 76 – из США.

Российские данные более конкретные – именно по льготному, с нулевыми пошлинами ТН ВЭД 8703800002, то есть легковым автомобилям категории M1 или M1G, приводимым в движение только электрическим двигателем. В Россию в 2020 году, судя по таможенной статистике, только из стран вне ЕАЭС были завезены 967 электромобилей (для сравнения: в 2019 году – 328). Главными поставщиками электрокаров в РФ в прошлом году были США (280), Бельгия (236) и Германия (245).

Из Казахстана в Россию в прошлом году завезли 10 электромобилей – вероятнее всего, это были JAC от «СарыаркаАвтоПром». 

В Казахстан, по данным Комитета госдоходов минфина и Бюро нацстатистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, в 2020 году ввезли 101 электрокар, это в 2 раза больше, чем в 2019-м. Основные экспортеры – США (57), Россия (23) и Германия (11). На 1 июля 2021 года в Казахстане на учете стояло 523 электроавтомобиля, это примерно 0,015% от общего легкового автопарка республики в 3,8 млн транспортных средств.

Допстимул

Белорусская взрывная динамика импорта электрокаров объясняется не только нулевыми таможенными пошлинами. Параллельно президент РБ Лукашенко одобрил указ, предусматривающий и другие льготы при импорте электромобилей – приятную мелочь, как освобождение от платы за парковку в специально оборудованных местах, и существенный стимул с финансовой точки зрения – нулевую ставку НДС при ввозе такого автомобиля физлицом (в результате обе нулевых ставки снизили стоимость электрокаров на 38%).

Результат года действий беспошлинного ввоза электрокаров в Беларуси: по данным, озвученным в середине июля министром энергетики Виктором Каранкевичем, количество электромобилей в Беларуси достигло 4 тыс., а число зарядных станций – 450 (до конца года должно увеличиться до 600).

В Казахстане, кроме нулевой ставки таможенной пошлины, для электрокаров обнулены утилизационный сбор и налог на транспорт. Инфраструктура тоже развивается: в Нур-Султане установлены около 50 электрозаправочных станций, в Алматы – 53, реализован проект электрозаправочных станций по трассе Алматы – Нур-Султан. Но аналогичной Беларуси динамики импорта нет.

«Дело вовсе не в пошлинах. Базово, на этапе производства, электромобиль пока что остается дорогим изделием. В сравнении с автомобилем с ДВС разница разительна и может достигать 1,5–2 раза. При этом никто не отменял отсутствие инфраструктуры и пока что отсутствие возможности утилизации батарей не только в Казахстане, но и во всем мире», – комментирует заместитель председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Артур Мискарян. По его мнению, «действовавшее несколько лет освобождение от пошлины, по сути, не принесло результата».

«Объективно ни в одной из стран – участниц объединения не наблюдается существенного спроса на электромобили», – говорит он.

Производственная сила

В другом отраслевом автомобильном объединении – Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) – поддерживают предложение Беларуси о продлении сроков беспошлинного ввоза электромобилей в ЕАЭС. По оценке АКАБ, это даст положительный эффект для увеличения числа электромобилей на дорогах стран ЕАЭС, а более значимый объем рынка подтолкнет развитие инфраструктуры для электрокаров.

По мнению представителей АКАБ, продление нулевых пошлин на ввоз не помешает планам республики по производству электромобилей. По данным ассоциации, за первое полугодие 2021-го на заводе «СарыаркаАвтоПром» был выпущен 61 электромобиль JAC на сумму 442,5 млн тенге.

Беларусь тоже собирается начать выпуск электромобилей – Geely Geometry – на белорусско-китайском совместном предприятии «Белджи» по сборке китайских легковых автомобилей Geely. «Белджи» не только производитель, но и дистрибьютор Geely на белорусском рынке. Поставки модели Geely Geometry C на рынок запланированы на IV квартал 2021 года, и можно предположить, что это еще одна причина, по которой Беларусь настаивает на продлении беспошлинного ввоза электрокаров.

Общее решение стран ЕАЭС о продлении нулевой пошлины на ввоз электромобилей еще неизвестно. В пресс-службе ЕЭК «Курсиву» сообщили, что сейчас вопрос находится «на рассмотрении у стран, они формируют позицию».

Если предложение Беларуси не будет принято, то с 2022 года на территории ЕАЭС импортная пошлина на электромобили составит 15%.

Читайте также