Как автопарки РК хотят выдавить с рынка нелегальных перевозчиков

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Пассажиры все чаще передвигаются на мини-автобусах или попутках

Автобусные компании, перевозящие людей между населенными пунктами, и автовокзалы теряют свой традиционный рынок. Пассажиры все чаще передвигаются на мини-автобусах или попутках, используя для вызова машины приложение inDriver. Автобусники решили не сдаваться и создать организацию, которая будет контролировать рынок перевозок за пределами населенных пунктов. Так они хотят выдавить конкурентов, которые сейчас работают в серой зоне.

Полное закрытие междугородных, межобластных и внутриобластных маршрутов произошло в марте 2020 года из-за введения режима ЧП в Казахстане. 11 мая режим был снят, однако до сих пор многие автобусные маршруты не восстановлены. Пассажироперевозки по большей части ушли в тень – людей возят водители автобусов, которые забирают клиентов не с вокзалов, а с неформальных точек.  

Пандемия поддержала нелегалов

Автобусные компании пропустили экспансию цифровых конкурентов в виде inDriver. Приложение помогает собрать в одной машине попутчиков, что позволяет каждому в отдельности сэкономить. Попутка забирает каждого пассажира от дома и довозит до дома в другом городе или селе. Клиенты же традиционных перевозок должны заранее приехать на автовокзал, купить билеты и только потом отправляться в путь до другого автовокзала или сойти по ходу движения автобуса.

Кроме этого, пандемия ускорила закат автобусных компаний, перевозящих людей между населенными пунктами. Пока автобусы, между которыми официально распределены маршруты, выполняют требования санврачей и не выезжают на работу, пассажиров перевозят нелегалы. Это, как правило, микроавтобусы, которые могут обходить требования эпидемиологов.  

Но автобусники решили нанести ответный удар – открыть саморегулируемую организацию (СРО). У СРО с 2019 года (тогда был принят соответствующий закон) появилась возможность выполнять некоторые функции государства – создать правила для определенных отраслей и контролировать выполнение этих правил.

«Государство обеспечивало подготовку нормативно-правовых актов, все правила игры, стандарты, положения, закон в части организации пассажирских перевозок. Теперь саморегулируемая организация сама будет отвечать за подготовку всех норм, правил, стандартов. Более того, она будет контролировать выполнение членами саморегулируемых организаций правил, стандартов и всех нормативных документов», – сказал исполнительный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев при обсуждении перехода на саморегулирование автотранспортной отрасли в рамках международной выставки Automechanika Astana 2021.  

Аманбаев отметил, что всего 17 тыс. из 87 тыс. автобусов, зарегистрированных в стране в 2019 году, работало официально на городских, пригородных и междугородных перевозках. Остальные 70 тыс. автобусов фактически работали и продолжают работать в тени. По его словам, по некоторым автобусным направлениям доля нелегалов доходит до 100%.

«Пандемия способствовала тому, что нелегалы захватили весь объем рынка перевозок, и с учетом того, что государство отдало свои функции в конкурентную среду, нам необходимо сплотиться – перевозчикам всех регионов, ассоциаций – и реализовать регулирование на автобусных и таксомоторных перевозках», – сказал он.  

Сделай сам

В СРО должны будут войти все участники рынка автобусных пассажирских перевозок, кто не войдет – автоматически окажется вне закона. Организация будет существовать за счет обязательных взносов и других источников доходов. На эти деньги СРО наймет семь-девять сотрудников в центральный аппарат и по одному представителю в каждом регионе. Организация разработает стандарты и правила осуществления пассажирских перевозок и будет контролировать соблюдение этих требований. СРО также хочет перевести конкурсы на обслуживание регулярных маршрутов в электронный формат, развивать электронное билетирование и диспетчерскую службу для отслеживания транспорта онлайн – через GPS-трекеры, установленные в автобусах.

Все госномера автобусов, которые принадлежат участникам СРО, передадут в базу данных контролирующих органов, в частности Комитета транспорта МИИР. По версии Аманбаева, это позволит контролирующему органу проверять на дороге только те автобусы, которые отсутствуют в базе данных, то есть занимающиеся незаконными перевозками.

«С 5 июля должны быть внедрены GPS-трекеры, но дали отсрочку до 1 января 2022 года в связи с неготовностью бизнеса. При создании СРО будет прорабатываться вопрос контроля автобусов с помощью дорожных камер «Сергек» и других. Данные автобусов, отсутствующих в базе СРО, будут автоматически направляться для оформления штрафов, как это происходит сейчас при превышении скорости», – сказал он.

«Письма счастья» будут уходить по месту жительства нелегального перевозчика. А при неоплате, заверил Аманбаев, к нарушителю будут применяться более жесткие меры. Какие именно, спикер не уточнил.

Все эти нововведения будут возможны после корректировки законов.  

«Мы предполагаем уже осенью этого года внести пакет предложений по изменению законодательства, что позволит нам внедрить саморегулирование в автотранспорте», – отметил Аманбаев.

inDriver отправил автобусы в парк

Сейчас предприятия отрасли терпят убытки. Руководитель Ассоциации автобусных перевозчиков и автовокзалов Алматинской области, представитель автовокзала Талдыкоргана Серик Калимолдин отмечает, что областной автовокзал получил убыток в размере 16 млн тенге по итогам прошлого года, несмотря на то, что с 1 сентября 2020 года маршруты начали восстанавливаться.  

Решение о том, в каких регио­нах разрешить пассажирские перевозки между населенными пунктами, принимают в Комитете санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения. Там отмечают, что такие перевозки запрещены в регионах, которые входят в «красную» зону по коронавирусу. При этом территориальный санитарный врач может ввести ограничения в зависимости от эпидемиологической ситуации.  

В Алматинской области все маршруты пока открыты для движения, но, по оценке Калимолдина, в настоящее время работает всего 50% от маршрутной сети, действовавшей до пандемии. При этом средняя загрузка автобусов составляет всего 30% при условии, что покрытие всех расходов и выход на минимальную прибыль происходит при 75%. Остальные маршруты закрыты из-за того, что там загрузка еще ниже и смысла их запускать нет.

«У нас людей (пассажиров. – «Курсив») нет. В основном их забирают нелегалы. С ними никто не борется. Таксисты и этот inDriver вообще убивает нас», – сказал он «Курсиву».  

Вдобавок в Алматинской области не платят субсидии на обслуживание социально значимых внутриобластных маршрутов, которые позволяют перевозчикам выйти по ним на безубыточность.  

«Если другие области получают субсидии, то Алматинская еще ни разу не получила. Мы и на имя акима области писали, и в управление пассажирского транспорта писали. Документы и расчеты все подали», – сказал Калимолдин.

Он надеется, что субсидии будут выделены по итогам заседания областного маслихата, которое состоится в середине июля.

Прорубить окно в Россию

Не лучше ситуация и в Костанайской области, где из 16 районов региона регулярными автобусными перевозками теперь охвачено всего пять. Об этом говорит глава Ассоциации автовокзалов, автостанций, пассажирских автомобильных перевозчиков Костанайской области, руководитель ТОО «СП Кушнеров» Леонид Кушнеров.

«Остальные все закрыты. Это все планомерно идет. Сначала нелегалы роняют цену, вывозят основную массу людей. Автобусы ездят полупустыми, государство не субсидировало, поэтому люди ушли из этого бизнеса», – объяснил он.

Компания Кушнерова до пандемии занималась только международными автобусными перевозками и уже более года терпит убытки из-за простоя транспортных средств. Кушнеров говорит, что для выплаты налога на транспорт и других расходов ему пришлось продать взятые ранее в лизинг машины, сократив парк с девяти до пяти автобусов. Его слова косвенно подтверждают данные Комитета госдоходов. Если в 2019 году «СП Кушнеров» заплатило налоги на сумму 883 тыс. тенге, то в 2020 году отчисления упали почти в 6 раз, до 153 тыс. тенге.

Когда откроется международное автобусное сообщение с соседней Россией, неизвестно, но серые перевозчики уже год возят людей до границы с РФ.

«Раньше нелегалы ездили из Костаная до Челябинска за 5 тыс. тенге. Теперь они до границы едут за 6 тыс. тенге, то есть маршрут в два раза короче… Они кайфуют, что автобусники не ходят», – сказал он.

Кушнеров надеется, что костанайским перевозчикам разрешат восстановить хотя бы один маршрут в Россию.

«Чтобы как-то мы остались на плаву, разрешить хотя бы по одному маршруту на международке, чтобы привитые водители могли возить тех, кто привит или у кого отрицательная справка ПЦР-теста», – предлагает он.

Пока же на фоне падения легальных перевозок костанайский автовокзал страдает вместе с автобусными компаниями. По данным Кушнерова, автовокзал имеет задолженность более 5 млн тенге за отопление и другие услуги. И прогнозы относительно того, что он сможет расплатиться с поставщиками услуг, неутешительные.

«У него (автовокзала в Костанае. – «Курсив») уходит пять-шесть автобусов в день по деревням. И то автобусы ходят полупустые. Они запретили автобусы и постоянно запрещают, а все ездят нелегалами», – сказал он.

Читайте также