С 1 июля 2021 года в Казахстане планируется введение обязательной цифровой маркировки обуви. Как это работает

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News

Введение обязательной маркировки обувной продукции планируется в Республике Казахстан с 1 июля 2021 года. С этого момента вся ввозимая и производимая в стране обувь должна будет пройти маркировку, реализация немаркированных обувных товаров будет запрещена еще через год. 

Для того чтобы участники рынка могли подготовиться к процессу, с 30 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года в Казахстане проводился пилотный проект по маркировке обувных товаров. Как отметил на общественных обсуждениях анализа регуляторного воздействия по внедрению обязательной маркировки обувных товаров, прошедших 11 мая 2021 года, Серик Оспанов, заместитель председателя Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в пилотном проекте на добровольной основе принял участие 21 участник рынка обувных товаров, в том числе пять производителей, 16 импортеров, один розничный торговец и один маркетплейс.

«В рамках пилотного проекта был отработан весь цикл маркировки обувных товаров, включая производство, импорт и реализацию конечной продукции с выводом реализованных товаров из оборота. В соответствие с поручением правительства РК планируется введение с 1 июля 2021 года обязательной маркировки в отношении обувных товаров. До 1 июля 2022 года участники рынка будут осуществлять маркировку остатков обувных товаров, а с 1 июля 2022 года вступит в силу запрет на реализацию и оборот немаркированных обувных товаров», — сказал он.

Пилот, по его словам, помог выявить все «тонкие» моменты бизнес-процессов и специфику маркировки обувных изделий. По итогам настройки каждого бизнес-процесса, начиная от регистрации и заканчивая оформлением таможенной декларации, были утверждены методические рекомендации и дорожная карта.

Указанные сроки введения обязательной цифровой маркировки обуви заложены в соответствующих проектах нормативно-правовых актов. Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством торговли и интеграции разработаны проекты постановлений Правительства «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке», «Об определении предельного размера стоимости контрольного (идентификационного) знака, средства идентификации, применяемых в маркировке обувных товаров»; а также проект Приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития «Об утверждении правил маркировки и прослеживаемости контрольными (идентификационными) знаками обувных товаров». 

Согласно этим документам, предполагаемый срок ввода обязательной маркировки в Казахстане — 1 июля 2021 года. До 1 июля 2022 года будет разрешена реализация остатков обувных товаров без маркировки. Далее эти остатки надо будет либо промаркировать, либо полностью обеспечить вывод из оборота. 

О чем говорит статистика

По официальным данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК теневой рынок составляет около 48% от всего объема обувных изделий. Обувные изделия имеют большие трудности с установлением корректных кодов ТН ВЭД, и как следствие, с правильным определением таможенной стоимости.
 
Специфика структуры оборота обувных товаров — это 96% импорт, и только 4% — внутреннее производство. Внутреннее производство в республике представлено двумя крупными производителями, тремя средними и около 55 мелкими. Импортная обувь попадает в Казахстан по четырем основным направлениям. В первую очередь, это Китай. Далее следуют Узбекистан, Россия и Турция.

В ходе анализа таможенной статистики было выявлено существенное несоответствие данных. По статистике КНР в 2019 году в нашу страну был экспортирован 51 млн пар обуви, а согласно казахстанской статистике — всего 22 млн. Из Узбекистана обратная картина, то есть минус 3,5 млн (пар обуви – Прим. «Курсива»), а у нас плюс 3,4 млн. С Турцией также есть небольшое отклонение. С Италией также есть отклонение. Таким образом, мы можем сказать, что по статистике есть много вопросов по прозрачности ввозимого импорта по обувным изделиям. 

Анализ данных TradeMap и «Транспаренси Казахстан» показывает расхождения в статистике. По расчетам TradeMap теневой рынок в 2019 году составлял 69,3%. «Транспаренси Казахстан» в 2018 году, проанализировав расхождения в статистике за 2017 год, определил, что с Китаем расхождение составляет 90%, с Италией – 53%.

Объемы теневого рынка рассчитываются по специальной методике. Она представляет следующую формулу: рассчитывается весь объем внутренней реализации группы товаров, отнимается объем внутреннего производства, импорт и прибавляется экспорт. Таким образом, объем теневого рынка за 2019 год на основании данных КГД и Национального бюро по статистике Агентства по стратегическому планированию и реформам составил 73 млрд тенге. Все эти цифры взяты из официальной статистики. То есть уже официально теневой рынок у нас составляет 40%. 

Комитет индустриального развития МИИР РК совместно с Центром развития цифровой экономики пообщавшись с отраслевыми экспертами, сделали и альтернативный расчет теневого рынка. Казахстанские производители прогнозы делают из расчета потребления четырех пар обуви на душу населения в год. С учетом численности населения республики реальный объем рынка обуви составляет около 70-80 млн пар в год. По этой методике выходит, что объем теневого рынка составляет 48%, что примерно соответствует первой оценке.

Комитет индустриального развития МИИР РК проанализировал четыре альтернативных метода устранения вышеуказанных проблем. 

Первый вариант – оставить все как есть. При этом бизнес не будет нести дополнительных затрат на маркировку, но в республике сохранится большой теневой рынок с неформальной занятостью в нем. Кроме того, такая ситуация ограничивает развитие добросовестной торговли и производителей, а потребители не могут защитить права при покупке такой продукции.

Второй вариант — ужесточение законодательства по борьбе с теневой экономикой. Это может снизить объем нелегального ввоза обувной продукции, но вместе с тем имеет такие недостатки как повышение коррупционных рисков, поскольку любое ужесточение нормативных актов, как правило, требует администрирования. 

Третьим вариантом выступает ужесточение контрольно-надзорной деятельности со стороны государства путем мониторинга, контроля и применения административных мер. Конечно, это ограничит недобросовестную конкуренцию, позволит выявлять ее, но вместе с тем также имеет минус в том, что повышаются коррупционные риски.

Четвертый вариант, который и признан оптимальным — это введение цифровой маркировки. Его преимущество в том, что он позволяет идентифицировать каждую пару обуви и проследить ее по товаропроводящей цепочке без влияния человеческого фактора.

Кроме того, обувь, согласно решению Евразийской экономической комиссии, определена как обязательная к электронной маркировке на территории пяти стран — России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Армении. Таким образом, устраняются барьеры в интеграции с ЕАЭС и трансграничной торговле. Процесс такой интеграции уже идет, поэтому через взаимное признание кодов товар из Казахстана сможет без барьеров продаваться в другие страны ЕАЭС.

Для добросовестного бизнеса будут созданы условия для увеличения оборотов легальной продукции. Естественно, повысятся поступления в государственный бюджет. 

Минусом данного варианта является необходимость несения расходов на получение и нанесение кодов на товар. Тем не менее, на основную группу обувных товаров влияние таких расходов составляет не более 1%. Стоимость тарифа на один код цифровой марки составит 2,68 тенге.

Для того, чтобы стимулировать участников рынка пойти на маркировку, на согласовании в МИИР находится проект правил по возмещению части затрат на специальное оборудование. «Вы можете возместить 50% затрат на это. Для этого необходимо будет подавать заявку в подведомственную организацию МИИР — QazIndustry, которая вам может предоставить эту меру господдержки после того как будут утверждены новые правила предоставления мер господдержки», — сообщила Бикеш Курмангалиева, генеральный директор Центра развития цифровой экономики. 

При этом суммарный эффект выведения обуви из тени за пять ближайших лет, учитывая текущий уровень теневого рынка, составит 304 млрд тенге.

Что говорят участники рынка

Производитель или импортер обуви регистрируется в личном кабинете Информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, затем регистрирует свой товар, заказывает коды на сервере управления заказами и далее либо заказывает  готовые стикеры (этикетки) для нанесения на товар, либо устанавливает  специальный принтер и самостоятельно печатает этикетки и коды на них. Для потребителей, которые смогут с помощью Data Matrix кода получать информацию о товаре, будет работать мобильное приложение Naqty Onim. А для розничной торговли разработано мобильное приложение Naqty Sauda Kassa, которое является альтернативой 2D-сканеру.  

Менеджер проекта ТОО «Мода с доставкой» (входит в группу компаний «Ламода», которое приняло участие в пилотном проекте) Алина Круглова отметила, что участие в пилотном проекте прошло успешно. Компания занимается доставкой товаров в Казахстане.

«Изначально благодаря интеграционной системе мы можем отслеживать товар на всех этапах его движения. При приемке новых позиций товара у себя на складе мы всегда наклеиваем уникальный код, сканирование которого позволяет проследить все движение товара вплоть до его выбытия из оборота, то есть до продажи покупателю. Благодаря этому весь процесс товародвижения становится прозрачным и удобным. Маркировка кодами Data Matrix тоже самое, только уже не в рамках одной компании, а в пределах всей страны. Мы в «Ламоде» поддерживаем интеграцию или взаимное признание кодов казахстанской системы маркировки и прослеживаемости товаров с системами других стран, в частности с РФ», — сказала Круглова.

Представитель обувной фабрики «Жетысу» Алишер Мурасулов поддержал инициативу, но попросил помочь с расчетом расходов и обучением персонала для работы по новым правилам.
   
«Сейчас наша самая важная задача — максимально помочь каждому участнику рынка обуви адаптироваться к новым правилам. Для этого уже работает круглосуточная бесплатная горячая линия. Мы также запускаем Центр поддержки бизнеса, который будет оказывать практическую помощь в заполнении карточек товаров и эмиссии кодов в Информационной системе маркировки и прослеживаемости. Кроме того, мы организуем услуги по печати стикеров (этикеток) с нанесением кода маркировки. Это позволит бизнесу не покупать специальное оборудование, а заказать печать Data Matrix кодов в Центре этикетирования и маркировки. Так мы упростим процесс, и самое главное – избежим существенных дополнительных затрат бизнеса», — рассказала Курмангалиева. 

Предприниматели также высказали пожелание как можно быстрее реализовать возможность взаимного признания кодов цифровой маркировки между странами, в частности с РФ. По их мнению, это существенно упростить импорт и экспорт. Вопросы также еще вызывает процесс маркировки товаров, приобретаемых через иностранные электронные торговые площадки. Но, как пообещали в Центре развития цифровой экономики, все процессы будут отработаны и не останутся без решения.

Читайте также