Почему машиностроение Казахстана продолжало расти в пандемию

Опубликовано
Производство в казахстанском автопроме в 2020-м году выросло на 52,5%

Объем производства в отечественном машиностроении в период с 2009-го по 2019 годы, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, вырос в пять раз. Сектор сохранил положительную динамику развития и в прошлом году, в разгар пандемии, показав стабильный рост производства на 31,7% в денежном выражении по сравнению с 2019 годом. «Курсив» разбирается, как отрасль прошла период карантинных ограничений без потерь.

Машиностроение — потенциальный локомотив экономики любой страны, поскольку производство автомобилей неизбежно влечет за собой открытие предприятий в смежных отраслях как для изготовления комплектующих, так и для последующего сервисного обслуживания сошедшей с конвейера техники. И в результате создания одного рабочего места в машиностроении в смежных отраслях автоматически появляются пять-шесть новых рабочих мест. В связи с этим машиностроение было определено в качестве приоритетного направления программ индустриального развития в Казахстане, которые начали реализовываться с 2009 года.

pochemu-mashinostroenie-kazaxstana-prodolzhalo-rasti-v-pandemiyu (4).jpgФото: БРК

За 10 лет реализации двух таких программ (2010-2014 годов и 2015-2019 годов) количество машиностроительных предприятий в Казахстане увеличилось в 1,7 раза – с 1700 в 2009 году до 2910-ти в 2019-м. В результате практически в 5 раз увеличился объем производства (с 281,3 млрд тенге в 2009 году до 1 трлн 371,9 млрд тенге в 2019 году), в 2,1 раза вырос объем привлекаемых в год инвестиций (с 23,8 млрд тенге в 2010 году до 50,2 млрд тенге в 2019 году), в 3,1 раза вырос объем экспорта (с $378 млн в 2010-м до $ 1,1 млрд в 2019-м). Объем производства в машиностроении по итогам позапрошлого года составил 1,5 трлн тенге, в обрабатывающей промышленности это был второй результат после металлургии.

А если учесть, что машиностроительные предприятия регулярно размещают заказы в том числе и на металлургических производствах, увеличивая тем самым их объемы, то можно утверждать: к 2019 году машиностроение стало одним из основных локомотивов казахстанской экономики. Прошлый же год доказал, что ставка казахстанских властей на машиностроение полностью оправдана и с точки зрения обеспечения устойчивости экономики республики.

Как казахстанское машиностроение пережило пандемию

2020 год – год пандемии COVID-19 – поставил практически все отрасли казахстанской экономики в жесткие условия из-за карантинных ограничений и спада спроса на продукцию. В результате, как сообщило министерство национальной экономики страны, ВВП Казахстана ушел в отрицательную зону (- 2,6%) по итогам 2020 года. Но при этом машиностроение продемонстрировало высокие темпы роста – на уровне 16,3% в физическом объеме, что стало одним из лучших отраслевых показателей в республике. При этом, по данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, в денежном выражении машиностроительные предприятия произвели продукции на 31,7% больше, чем в 2019 году.

pochemu-mashinostroenie-kazaxstana-prodolzhalo-rasti-v-pandemiyu (3).jpgФото: БРК

Разница между ростом физического объема и увеличением стоимости свидетельствует о том, что казахстанские машиностроители в прошлом году освоили производство более сложной и, как следствие, более дорогой продукции. Не случайно в ноябре прошлого года показатель экспорта продукции в этой отрасли вплотную приблизился к $1 млрд. При этом явным лидером в отрасли стало автомобилестроение – здесь рост составил 52,5%, и если за весь прошлый год официальными дилерами было всего реализовано 92 тыс. 989 новых легковых и коммерческих автомобилей на общую сумму 972 млрд тенге, то львиная доля из них (77,5 тыс.) была произведена в Казахстане. Совокупный результат работы отрасли автомобилестроения в денежном выражении в 2020-м году превысил аналогичный результат 2019-го более, чем на 70,4% (612,8 млрд тенге).

При этом рост в автомобилестроении в пандемию был зафиксирован во всех сегментах: производство легковых автомобилей выросло на 47%, до 64 тыс. 790 единиц, объемы выпуска грузовой техники выросли в два раза – 8 240 единиц, автобусов — на 66% (1 801 единица). Производство удвоили также производители прицепов и полуприцепов (2 196 единиц), одновременно 2020 год был ознаменован запуском новых автозаводов и производств в стране: в прошлом году началось производство автомобилей Chevrolet на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром», легковушек Hyundai в Алматы и автобусов Yutong в Карагандинской области. Разумеется, без гарантий стабильного сбыта никто новые производства разворачивать бы не стал, и тут важную роль сыграла государственная поддержка отрасли, которую власти в течение нескольких последних лет оказывают отечественным производителям через АО «Банк Развития Казахстана» (далее БРК, дочерняя структура Холдинга «Байтерек»).

Когда авто — не роскошь, а доступный товар

Речь идет о программе льготного автокредитования в Казахстане, которую БРК запустил в апреле 2015 года в рамках президентской инициативы «Нурлы Жол». Напомним, что условия предоставления льготных автозаймов конечным заемщикам остаются на протяжении шести лет действия этой программы неизменными: номинальная ставка вознаграждения по кредиту на авто отечественного производства – не более 4% годовых, годовая эффективная ставка вознаграждения в банках при этом не может превышать 7,5% в то время, как ставки по обычным автокредитам в коммерческих банках сейчас начинаются от 16%. Срок кредитования по этой программе не превышает 7 лет, стоимость машины, приобретаемой с помощью такого кредита, не должна превышать 15 млн тенге. При этом, вместе с развитием линейного ряда отечественного автопрома увеличивается и количество моделей авто, которые можно приобрести по программе.

pochemu-mashinostroenie-kazaxstana-prodolzhalo-rasti-v-pandemiyu (5).JPGФото: БРК

Покупатели могут выбирать между более чем 40 моделями автомобилей таких брендов, как «JAC», «Chevrolet», «Ravon», «УАЗ», «Hyundai», «Kia», «Skoda» и «LADA» производства ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» и АО «Азия Авто». В реализации программы участвует семь коммерческих банков страны – АО «Евразийский Банк», ДО АО «Банк ВТБ Казахстан», АО «БанкЦентрКредит», ДБ АО «Сбербанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «АТФБанк» и АО «ForteBank», через которые по состоянию на 28 января текущего года выдано 26 тыс. 958 кредитов для приобретения автотранспорта отечественных автопроизводителей на общую сумму 135,8 млрд тенге. Это при том, что за все время существования программы льготного автокредитования Банк Развития направил на ее реализацию 6 траншей на общую сумму 82 млрд тенге: 2 транша из Национального фонда в общей сумме 26 млрд тенге в 2015-2016 годах, 2 транша из Республиканского бюджета в общей сумме 16 млрд тенге в 2018-2019 годах, а также 2 заимствования БРК путем выпуска облигаций на общую сумму 40 млрд тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости».

Почему «револьвер» стал лучшим стимулом производства

То обстоятельство, что сумма выданных кредитов в рамках рамках этой программы более чем в полтора раза превышает объем траншей, объясняется ее револьверным характером: платежи от погашения действующих кредитов направляются на выдачу новых займов. А это означает, что программа будет охватывать все большее количество казахстанских автолюбителей – и стимулировать отечественный автопром к расширению линейки производства, поскольку льготная программа дает ему гарантию сбыта продукции. В пятерку лидеров по количеству собранных в Казахстане авто, по сведениям Ассоциации казахстанского автобизнеса, вошли модели тех брендов, которые включены в список попадающих под льготное кредитование: Hyundai (22 тыс. 136 единиц, +39% к уровню 2019 года), Chevrolet/Ravon (19 434 единицы, +217%), LADA (15 548 единиц, +8%), KIA (4 863 авто, +32%) и JAC (4 73 авто, +50%).

pochemu-mashinostroenie-kazaxstana-prodolzhalo-rasti-v-pandemiyu (2).JPGФото: БРК

По данным представителей БРК, самыми востребованными авто по госпрограмме для казахстанцев являются модели Kia Sportage (1 791 авто), Lada Vesta (1 725), Hyundai Tucson (3 025) и Hyundai Elantra (2 593). При этом жители городов Нур-Султан и Алматы возглавили список активных участников госпрограммы, там зафиксированы наибольшее количество выданных автокредитов, 5 036 и 5 278 кредитов, соответственно. Программа льготного автокредитования выполнила свою основную миссию по популяризации авто отечественной сборки: по данным экспертов, в первые два года действия программы с ее помощью реализовывалась треть производимых в Казахстане автомобилей.

Тем не менее, доля реализованных казахстанских автомобилей в рамках автокредитования занимает всего 12,7 % от общего объема производства, то есть отечественные авто приобретаются не только потому, что для их покупки предлагаются льготные условия. Казахстанцы за годы действия программы убедились в качестве и надежности продукции отечественного автопрома, так что их продажи будут только расти: по прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2021 году сохранится тренд увеличения доли локальных автомобилей на рынке: АКАБ прогнозирует уровень продаж в текущем году в пределах 100-120 тысяч единиц новых легковых и коммерческих автомобилей против 92 989 новых авто в 2020-м.

Читайте также