Почему число онлайн-полисов ОГПО в Казахстане выросло за год в 5 раз

Опубликовано
Редакционный директор
Почти половина из них приходится на Freedom Finance Insurance

Почти 8,5% полисов автострахования в Казахстане за 2020 год было оформлено онлайн (1,23% в 2019 году), об этом говорят данные Единой страховой базы данных (ЕСБД).

Всего за прошлый год в Казахстане было оформлено более 4,5 млн полисов страхования авто (4,8 млн в 2019-м), из них около 383 тыс. – онлайн. Почти половина всех полисов, оформленных онлайн (48%), приходится на АО «Freedom Finance Insurance».

Падение числа автостраховок за 2020 год объясняется пандемией: люди в Казахстане стали покупать меньше машин. В прошлом году продажи легкового транспорта на авторынке Казахстана снизились на 2,2% в сравнении с 2019 годом.

pochemu-chislo-onlajn-polisov-ogpo-v-kazaxstane-vyroslo-za-god-v-5-raz2_0.jpg

В сравнении

Несмотря на настоящий рывок – с 60 тыс. полисов в 2019 году до 383 тыс. в 2020-м, доля онлайн-автострахования в Казахстане с 8,5% остается на относительно низком уровне. Например, удивительную динамику показывает украинский рынок: здесь более трети договоров автогражданской ответственности заключено в электронной форме. Доля «электрополисов» в 2020 году превысила 37%, тогда как в 2019 году она составляла 15%, а в 2018-м – около 2%, отмечает Транспортное страховое бюро Украины. Директор бюро Владимир Шевченко сказал, что отрасль ОСАГО в Украине должна постепенно переходить к введению процедуры удаленного урегулирования всех страховых событий.

pochemu-chislo-onlajn-polisov-ogpo-v-kazaxstane-vyroslo-za-god-v-5-raz3_0.jpg

 

«Возможность заключить или перезаключить договор страхования, получить возмещение, используя электронные каналы взаимодействия, без «бумажек» и визитов страховщиков, участвующих в процессе урегулирования страховых событий, приобрела особое значение в условиях пандемии коронавируса», – пояснил Шевченко.

Автовладельцы массово идут за полисами в онлайн в тех странах, где изначально было низкое проникновение электронного страхования, о чем говорят цифры Казахстана и Украины. В России возможность заключения полисов ОСАГО онлайн появилась еще 1 января 2017 года, с введением соответствующего закона; в Казахстане – с 1 января 2019 года.

За четыре года россияне быстро нарастили долю онлайн-страхования авто, и в настоящее время отрасль находится в стагнации. У северного соседа Казахстана почти половина полисов автострахования – 17,8 млн – продается онлайн, сообщает пресс-служба Российского союза автостраховщиков. Число проданных электронных полисов ОСАГО осталось практически на уровне 2019 года.

pochemu-chislo-onlajn-polisov-ogpo-v-kazaxstane-vyroslo-za-god-v-5-raz4_0.jpg

Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин сказал о российском рынке следующее: «Отмечая устойчивость спроса на автострахование, мы тем не менее не видим факторов преодоления стагнации в этом сегменте. Объемы страховых премий, по сути, не меняются с 2016 года, и мы ожидаем сохранения этой тенденции и в 2021 году. Ключевыми причинами наблюдаемой стагнации являются слабая динамика продаж новых автомобилей и высокая конкуренция на рынке автострахования».

Чтобы купить полис автострахования в России онлайн, на сайте компании необходимо указать данные: номер авто, ФИО владельца, дату рождения, дату начала трудового стажа, свою почту – и оплатить страховку онлайн. Даже такой небольшой список информации останавливает многих страхователей от самостоятельного заполнения полей полиса, поэтому зачастую владельцы авто прибегают к помощи многочисленных «газелистов» – агентов, функционал которых заканчивается на том, что они вбивают данные за клиента. Назвать такую продажу онлайн или цифровой можно только с оговорками, ведь клиент все равно приезжает за полисом к агенту. По мнению экспертов, этот процесс можно оптимизировать, как в Казахстане, где для покупки полиса необходимо только вбить номер машины и ИИН владельца, остальные данные по человеку берутся из государственных баз данных.

«Число проданных онлайн автостраховок в Казахстане за последний год выросло более чем в 5 раз. Благодаря взаимной интеграции государственных баз данных онлайн-сервисы автострахования стали действительно удобными, – рассказывает член совета директоров АО «Freedom Finance Insurance» Сергей Гришин. – Казахстанцу достаточно знать свой ИИН (индивидуальный идентификационный номер) и номер авто, чтобы купить страховку, чего не скажешь о России, где самостоятельно приходится вбивать с десяток полей. Закон «Об электронном страховании для автомобилистов», принятый в 2019 году, сделал прозрачными и безопасными страховые операции, автоматизировал работу госструктур и страховых компаний, позволил избавиться от «серых» полисов».

Почти половина онлайн-полисов автострахования, проданных в Казахстане в 2020 году, приходится на Freedom Finance Insurance. «Приблизительно десятая часть всех казахстанских автомобилей за год меняют владельца, – говорит Сергей Гришин. – Нашей задачей было охватить все автоЦОНы страны сетью терминалов, продающих полисы ОГПО онлайн. Таким образом мы дали людям простой и качественный сервис: купил машину, тут же оформил полис».

pochemu-chislo-onlajn-polisov-ogpo-v-kazaxstane-vyroslo-za-god-v-5-raz-6.jpg

Новые идеи

Во время изоляции люди во всем мире меньше пользовались личными автомобилями, что привело к изменению потребительского поведения. Accenture провела глобальный опрос потребителей, из которого выяснилось, что 29% респондентов, которые могут водить машину, рассчитывают, что в долгосрочной перспективе они будут водить меньше, чем до пандемии. Поэтому сегодня потребители ищут индивидуальные предложения в форме автострахования с оплатой по мере использования. Потребители ожидают, что ставки и планы автостраховщиков будут отражать их новые привычки.

Многие из тех, кто принял участие в глобальном опросе потребителей автострахования и страхования домовладельцев, проведенном Deloitte в начале пандемии, указали на предпочтение большей индивидуализации. Более молодые покупатели, в частности, проявили интерес к более широким политикам, включая политику, охватывающую все виды транспорта, а не привязанность к одному транспортному средству.

Поэтому автостраховщики обратили внимание на новые технологии, которые дают идеи для роста бизнеса. Например, акселератор для иншуртеха (Insurtech – инновации в страховании) Lloyd’s Lab отобрал 10 команд, которые предложили новые идеи для отрасли: блокчейн; гео­пространственный интеллект; интернет вещей и другие – от дронов для потоковой передачи в реальном времени до решений параметрического страхования на основе событий на случай катастрофических наводнений и страхования по требованию для гиг-экономики. Примеры историй успеха до сих пор можно увидеть у выпускников, таких как ClimaCell, Parsyl, Layr и Flock.

«Эта когорта иншуртехов сыграет важную роль в нашем ответе на пандемию COVID-19 и поможет нам разработать новые модели и страховые продукты будущего. Нам, несомненно, потребуются новые продукты и услуги для страховщиков, чтобы обеспечить уверенность и безопасность от будущих волн этой пандемии и других системных рисков того масштаба, который мы наблюдали в 2020 году», – прокомментировал глава отдела инноваций Lloyd’s Lab Тревор Мейнард.

Читайте также