Нефтесервисные компании Казахстана просят поддержки

Опубликовано
Государство предлагает только сокращение требований к нефтесервисным предприятиям

Глобальный спад на рынке энергоресурсов обвалил мировой рынок нефтесервиса. Транснациональные гиганты отрасли выстраивают новые стратегии и сокращают затраты, а независимые локальные сервисные компании (и это как раз казахстанская история) отчаянно пытаются сохранить свой бизнес. 

Двойное падение

Объем закупок на рынке нефтесервисных услуг в Казахстане в 2020 году сократится вдвое из-за остановки капитальных работ и затрат недропользовалей на фоне коронакризиса, прогнозирует Союз нефтесервисных компаний Казахстана (KazService). В 2019 году, по данным KazService, общий объем закупок товаров, работ и услуг недропользователей составил 7 трлн тенге. Тогда на фоне активной фазы реализации Проекта будущего расширения на Тенгизском месторождении наблюдался рост на 15% по сравнению с 2018 годом. Налоговые выплаты нефтесервисных компаний превысили 500 млрд тенге, что «практически в два раза больше налоговых выплат банковского сектора за аналогичный период», подчеркивает председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Рашид Жаксылыков. Численность работников нефтесервисной отрасли составляла более 180 тыс. человек. 

По данным представителя НПП «Атамекен» по взаимодействию с нефтегазовыми операторами Асылбека Джакиева, в 2020 году операторы трех крупнейших месторождений – компании «Тенгизшевройл» (ТШО), North Caspian Operating Company (NCOC) и Karachaganak Petroleum Operating (KPO) – на 30–40% сократили свои бюджеты на закупки. «Крупные операторы, как ТШО, NCOC и KPO, сократили свои расходы, отложили крупные проекты, и, соответственно, это повлияло на отрасль. Мы наблюдаем за статистикой и видим, что растет безработица, так как многие подрядчики и субподрядчики оказались в тяжелом положении», – отметил Джакиев, выступая на конференции KIOGE, которая в этом году прошла в онлайн-формате. 

Заказов нет ни у кого

Снижение цен на нефть и падающий из-за пандемии спрос создали проблемы для добывающих и нефтесервисных компаний во всем мире. Трансна­циональная сервисная компания Halliburton отреагировала на снижение капитальных затрат своих заказчиков сокращением рабочих мест и дивидендов. Чистый убыток компании за первое полугодие составил $2,696 млрд. Другой нефтесервисный гигант, компания Schlumberger, планирует продать свой бизнес по гидроразрыву пластов в США и Канаде. Ранее так же поступили Baker Hughes и Weatherford. 

«Большая четверка» от нефтесервиса имеет представительства в Казахстане. Schlumberger, занимающаяся скважинными операциями в республике и поставкой оборудования, входит в список крупнейших налогоплательщиков нефтесервисной отрасли РК и выплатила в казахстанскую казну 23,3 млрд тенге налогов в 2019 году. В этот же список вошли Baker Hughes и Halliburton, которые заплатили 7 млрд и 3,9 млрд тенге налогов соответственно. 

В составленный KazService список двадцати крупнейших нефтесервисных компаний в Казахстане, получивших наибольшие заказы в период 2011–2019 годов, вошли только три отечественные компании со стопроцентным казахстанским учредительным капиталом и три совместных предприятия. Все остальные участники своеобразного топ-20 казахстанского нефтесервиса представлены зарубежными игроками.

 

nefteservisnye-kompanii-kazaxstana-prosyat-podderzhki-2.jpg

Поддержка для своих

В апреле Союз нефтесервис­ных компаний обратился с пи­сьмом к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с просьбой о мерах отраслевой поддержки отечественных участников рынка. В числе предложенных мер была отмена на шесть месяцев начисления и уплаты налогов и других платежей с фонда оплаты труда, также предлагалось снизить ставки КПН до 10% на 2020 год и предоставить отсрочку по выплате КПН за 2019 год до декабря 2020 года, освободить от НДС за I и II кварталы 2020 года. Также сервисные компании просили государство просубсидировать процентные ставки по их кредитам и предусмотреть индексацию действующих субподрядных работ и услуг на проектах Тенгиз, Карачаганак, Кашаган с учетом роста инфляции и корректировки курса национальной валюты. 

Тогда решение об отраслевой поддержке властями принято не было. Сейчас KazService предлагает ускорить реализацию газохимических проектов, а также расширение месторождений Карачаганак и Кашаган, чтобы обеспечить переток высвобождаемых работников и создать новые рабочие места.

Кроме того, отечественный нефтесервис вновь напоминает о необходимости пересмотреть статус «казахстанской компании» в закупках недропользователей и считать казахстанскими только те предприятия, где как минимум 50% учредительного капитала принадлежит гражданам РК.

Министерство энергетики РК в качестве мер поддержки пока предлагает только сокращение требований к нефтесервисным компаниям и нефтедобывающим предприятиям. Например, при добыче нефти, газа, нефтегазоконденсата не потребуется наличие трубопроводов – основных инженерных сооружений и установок будет достаточно. Исключается еще несколько технических требований. 

В соседней России, где власти опасаются ухода с рынка до 50% отечественных нефтесервисных компаний, Минэнерго РФ предложило создать фонд строительства незаконченных скважин. Идея в том, что банк и добывающая компания создают SPV (компанию спецназначения), в которой банк получит 98% доли. Фининститут предоставляет кредитные средства, что позволит продолжать строить скважины, а после добывающие компании смогут выкупить их у банков. Запускать в промышленную эксплуатацию скважины планируется только после окончания действия сделки ОПЕК+ о сокращении производства нефти (после 30 апреля 2022 года). При этом добывающим компаниям предоставят налоговые вычеты, что позволит им обеспечивать займы. Как заявляют в правительстве РФ, параметры программы почти согласованы и фонд заработает уже в этом году. 

Аналитическая компания Rystad Energy прогнозирует, что спад, вызванный COVID-19, приведет к 25%-ному ежегодному снижению глобального спроса на нефтесервисные услуги. По оценке Rystad, затраты на такие услуги в мире в текущем году составят около $481 млрд. Первые шаги к восстановлению рынка ожидаются в 2021 году, но рост составит всего 2%. В 2022 и 2023 годах ожидается более заметная прибавка – до $552 и $620 млрд соответственно. Для сравнения: «доковидный» уровень – $639 млрд по итогам 2019 года. Оценка перспектив KazService совпадает с глобальными прогнозами – ситуация с отсутствием заказов в РК не изменится как минимум до конца 2020 года, а ощутимый спрос на услуги нефтесервисных компаний появится только в 2022 году, считают в отраслевой ассоциации.

Читайте также