Как в мире пытаются решить проблему сексуального домогательства в транспорте

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем, помогает ли разделение вагонов, автобусов и такси по «гендерному признаку»

В Казахстане можно купить железнодорожные билеты по гендерному признаку: в стране появились вагоны «только для женщин». Вопрос о том, что это – гарантия безопасности и новая степень свободы для представительниц женского пола, или, наоборот, нонсенс для цивилизованного общества – остается открытым.

Рассказываем, как и почему в разных странах начал функционировать «женский» транспорт.

Токийское метро

Метро в Токио – одно из самых загруженных в мире: там даже есть специальные сотрудники – «толкачи», которые помогают пассажирам втиснуться в переполненные вагоны в часы пик. В те же самые часы происходит большинство случаев сексуальных домогательств — точнее, так называемого «фроттеризма» (когда человек, пользуясь теснотой в общественном транспорте, прижимается к своей жертве, и т.д.). По сообщению РБК со ссылкой на Reuters, если в 1996 году в полицию Токио в год поступало около 800 жалоб от женщин, подвергавшихся сексуальным домогательствам в вагонах метро, то в 2004-м это число превысило 2 200.

В результате в 2005 году власти Токио объявили о том, что в часы пик в метро будут курсировать специальные вагоны «только для женщин» (кроме того, в такой вагон может сесть ребенок или человек с физическими ограничениями). Наклеили большие объявления – конечно, на розовом фоне и на двух языках, чтобы иностранцы тоже были в курсе — Women Only, и сделали  указатели — где можно сесть в женский вагон (обычно он последний в составе).

Kak-v-mire-py'tayutsya-reshit'-problemu-seksual'nogo-domogatel'stva-v-transporte_0.jpg
Фото с сайта timeout.ru

Решилась ли таким образом проблема сексуальных домогательств в токийском метро? Похоже, что нет — или, во всяком, случае, не полностью. Незадолго до пандемии издание The Independent сообщило о том, что японская компания Shachihata Inc. выпустила устройство по борьбе с домогательствами в общественном транспорте – специальный «маркер», которым можно отметить человека, что ведет себя неподобающим образом, чтобы полиция потом могла найти его в толпе (благодаря ультрафиолетовым фонарикам). Первая партия таких гаджетов — 500 штук — была распродана за 30 минут. Значит, еще актуально.

Такси для женщин в Германии

В прошлом году власти Мюнхена объявили о том, что они будут частично оплачивать поездки женщин на такси в вечернее и ночное время. Для этого были выпущены специальные ваучеры на пять евро, которые каждая женщина (не только жительница столицы Баварии, но и туристка) может получить в информационном центре городской ратуши или в центрах обслуживания населения.

Самое приятное: дамы могут получать какое угодно количество ваучеров, с одним условием – за один раз можно взять только три таких «билетика». Есть ограничения и по использованию: во-первых, время поездки (с 22.00 до 6 утра); во-вторых, место – пассажирка может доехать только домой, а, например, не в бар; и, в-третьих, за одну поездку можно использовать лишь один ваучер.

Таким образом городские власти Мюнхена заботятся не только о безопасности самих женщин (мало ли что может произойти в общественном транспорте или по дороге домой пешком), но и о безопасности их кошельков: такси в баварской столице – недешевое удовольствие.
Как сообщила Deutsche Welle, стоимость проекта для города составила один миллион евро.
Kak-v-mire-py'tayutsya-reshit'-problemu-seksual'nogo-domogatel'stva-v-transporte-.jpg Фото с сайта germanpulse.com (Photo: Dirk Heine (Flickr))

Мюнхен стал первым немецким мегаполисом, который решил дать женщинам возможность в ночное время пользоваться такси со скидкой: за год до этого о таких же планах объявил город Мангейм, но там речь шла о сумме в 25 тыс. евро (в Мангейме около 310 тыс. жителей).  

Такая же услуга существует в Ганновере – причем там «женские такси» работают с 1994 года; в Гейдельберге – с фиксированным тарифом на все поездки – семь евро; во Фрайбурге, где сервис появился 30 лет назад – в 1991-м.

В 2003 году от «женского такси» во Фрайбурге решили отказаться, поскольку оно было не очень популярно. Но после убийства студентки в декабре 2016 года власти города вернулись к прежней практике.  

В Германии регулярно возникают споры о том, насколько нужен сервис «женского такси», но, тем не менее, он продолжает существовать – все-таки с ним дамы чувствуют себя безопаснее.  

«Розовые» такси в Дубае

Службу женского такси в Дубае пытались ввести несколько раз. Первая попытка была предпринята больше 20 лет назад: летом 2000 года в Транспортную Корпорацию Дубая были приняты первые семь женщин-водителей. Но эти водители не выезжали на улицы города без предварительного заказа по телефону, — быть может, именно поэтому услуга и не прижилась: многие потенциальные клиенты просто так и не узнали, что есть такое такси для женщин.
Kak-v-mire-py'tayutsya-reshit'-problemu-seksual'nogo-domogatel'stva-v-transporte_1.jpg 
Фото с сайта gulfnews.com (Image Credit: Xpress/FRANCOIS NEL)

Спустя семь лет была предпринята вторая попытка, более серьезная: в первый день 2007 года на дубайские дороги выехали 50 машин с розовыми крышами (почему-то в эмиратских изданиях предпочитали называть их «лавандовыми»). 50 машин – 100 водителей: такое соотношение тогда было в «женском подразделении» таксомоторного парка (потом оно значительно увеличилось). То есть в начале, видимо, предполагалось, что за каждой машиной будут закреплены две таксистки. Как писали СМИ, женщин-водителей очень строго отбирали и тщательно готовили: несмотря на то, что одним из главных условий приема на работу был многолетний опыт вождения, дамы несколько месяцев проходили переподготовку, обучаясь мастерству максимально безопасного вождения.

Женщин учили, как оказывать первую медицинскую помощь, работать с детьми и даже проводили тренинги по поведению в экстремальных ситуациях.    

Первая «экстремальная ситуация» ожидала потенциальных таксисток дома, когда родные узнавали об их решении выйти на такую «странную» работу: профессия таксиста всегда считалась в ОАЭ традиционно мужской – впрочем, как и многие другие. Но вопрос так или иначе был решен, причем во многом, как это часто бывает в Эмиратах – за счет приезжей рабочей силы. Кстати, среди таксисток сегодня можно встретить и девушек с пост-советского пространства. Правда, их бывает сложно сразу «вычислить»: все водительницы «женского такси» в Дубае носят одинаковую форму.

Униформа дубайской таксистки – это розовое на белом: розовые жилет и юбка с белой блузкой и белым шарфом (надетым, как положено мусульманке). И, конечно, шапочка  — нечто вроде шляпки-«таблетки»: похожие, только другого, бордового цвета, носят стюардессы авиакомпании Emirates.

Кстати, об авиакомпаниях: об успехе «женского такси» в Дубае говорит еще такой факт, что желто-розовые автомобили уже давно заняли свое законное место в аэропорту, и работники службы распределения такси в терминалах предлагают поездку на авто как для дам, так и парам – только не одиноким мужчинам.         

Появление в ОАЭ службы женского такси, равно как и женских автобусов и женских вагонов в метро объясняется традициями Ислама. Потому что переполненный общественный транспорт способствует случайным соприкосновениям мужчины и женщины – а это, как известно, грех. То есть, в отличие от Японии, в Эмиратах речь не идет о харрасменте.

А это на самом деле работает?

Названные страны – не единственные, где сегодня можно воспользоваться транспортом «по гендерному признаку». Индия, Египет, Бразилия, Мексика, Китай, Индонезия, Иран – список можно продолжить. Но как журналисты, так и правозащитники в этих странах регулярно задаются вопросом: а это на самом деле работает?

Противники идеи «женского транспорта» считают, что таким образом власти борются со следствием, а не с причиной проблемы: любые вагоны, такси, автобусы должны быть безопасными – для всех, а не только для женщин.

Сторонники говорят, что «женские» вагоны и такси – это, пусть и не лучшая, но зато возможная на этом этапе мера защиты: она дает женщине ощущение безопасности — хотя бы в ограниченном пространстве транспорта.

Читайте также