Как менялась форма стюардесс с 1930-х до 2021 года

Опубликовано (обновлено )
«Курсив» рассказывает про эволюцию образа бортпроводниц

Кроссовки вместо туфель на каблуках и брюки вместо юбок – это нововведение украинской авиакомпании SkyUp произвело фурор не только в мире моды, но и в авиации. «Наконец-то прекратятся мучения бортпроводниц», – пишут в соцсетях одни, «а как же сексуальность?» – возмущаются другие.  В обзоре «Курсива» – эволюция образа стюардессы от формы медсестры 1930-х и женственных «луков» 1970-х до брючных костюмов 2010-х и кроссовок в 2021-м. 

Белый халат и вес до 52 кг

Первой женщиной-стюардессой считается американка Эллен Черч. Вообще, девушка была медсестрой и мечтала стать пилотом. Но в авиакомпании Boeing Air Transport ей предложили другое – набрать группу таких же, как она, молодых и привлекательных медицинских сестер, чтобы обучить их на бортпроводников. Любопытная деталь: авиакомпания сразу обозначила вес стюардесс – не больше 52 кг (грузоподъемность самолетов была сильно ограничена). 

Сохранились фотографии начала 1930-х годов, где стюардесса в белом халате медсестры наливает чай пассажирам. Но вскоре авиакомпании ввели форму для бортпроводниц, и она сильно напоминала военную – двубортные жакеты, юбки и береты. Тогда же в гардеробе стюардесс появились туфли на небольших и устойчивых каблуках. И этот стандарт формы – строгой, темной, в утилитарном стиле – сохранится на долгие годы.

«Космический» капюшон от Эмилио Пуччи 

Он изменится только в 1960-х, вместе с ростом популярности и доступности авиаперевозок. Соответственно, увеличивалась и конкуренция между авиакомпаниями. Скидки на билеты, всевозможные льготы, и  – привлекательность стюардесс как маркетинговый ход. Теперь уже требования к весу и росту были вызваны не только техническими характеристиками авиасудов. Авиакомпании будто набирали моделей для рекламной кампании – а моделям нужна была соответствующая одежда, и форму бортпроводниц начали разрабатывать известные модные дома  и дизайнеры – Коко Шанель, Пьер Карден, Пьер Бальмен, Кристиан Диор, Эмилио Пуччи – список можно продолжить.

Один из самых интересных примеров такого сотрудничества – коллекция для Braniff International Airways. Сегодня этой авиакомпании не существует, но когда-то она входила в десятку крупнейших в мире и единственная из перевозчиков США эксплуатировала сверхзвуковой самолет «Конкорд». В середине 1960-х в Braniff International Airways произошел ребрендинг, и нью-йоркское рекламное агентство Jack Tinker and Associates, которому было поручено обновить имидж авиа­компании, пригласило «короля принта и психоделических рисунков», итальянского дизайнера Эмилио Пуччи.

Их сотрудничество продлится девять лет, с 1965 по 1974 год, Пуччи создаст шесть полных коллекций для бортпроводников, пилотов и наземной команды. Водолазки и футболки, укороченные куртки и брюки-кюлоты, юбки и плащи и, наконец, пластиковый «космический» шлем (капюшон), который защищал прическу стюардессы, когда она шла от самолета к терминалу. Правда, эти шлемы очень быстро стали неактуальными (вместе с появлением в аэропортах специальных трапов), но зато их фотографии обошли все модные журналы. 

Да, и, конечно, Эмилио Пуччи остался верен себе и использовал для формы бортпроводниц все цвета радуги. 

Саронг и кебайя для Singapore Airlines

Примерно тогда же в «небесной моде» появится еще один тренд на использование этники. Разрабатывая форму для Singapore Airlines, французский дизайнер Пьер Бальмен взял за основу нацио­нальную одежду – саронг (длинная юбка с запахом) и кебайю (приталенная блуза с длинным рукавом). Такой силуэт требует идеальной посадки на фигуре, и знаменитый кутюрье настоял на «индивидуальном пошиве» – каждый костюм должен был шиться на конкретную девушку. Это правило сохраняется по сей день: стюардессы  Singapore Airlines и сегодня носят форму, разработанную Бальменом в 1968 году, и по-прежнему с каждой из них снимают мерки – так же, как с бортпроводницы Си Биу Ва, которая стала моделью для первого «саронг-кебайя». Правда, те примерки были в Париже и руководил ими сам Пьер Бальмен.

Не меньшего внимания, чем фасон, заслуживает ткань формы стюардесс Singapore Airlines: она выполнена в традиционной азиатской технике батик с затейливым этническим узором. Причем если узоры на всех костюмах одни и те же, то цвета различаются – и это не просто так. Как сказано на сайте Singapore Airlines, «цвет определяет положение Singapore Girl на борту». Синий – для рядовых стюардесс, зеленый – для старших, красный – для шеф-бортпроводников, и, наконец, фиолетовый – для супервайзеров. 

Образ бортпроводницы Singapore Airlines стал культовым: восковую сингапурскую стюардессу можно увидеть в Музее мадам Тюссо в Лондоне.   
Идею с формой стюардесс в этническом стиле подхватили многие другие авиакомпании, от Thai Airlines и Hawaiian Airlines до Air India и SriLankan Airlines с их яркими сари. И даже известная своей строгостью Lufthansa на время Октоберфеста меняет скромные темно-синие костюмы своих бортпроводниц на великолепную баварскую одежду. 

Битва за брюки 

Что же касается еще одного тренда – брючные костюмы для бортпроводниц, то он, вопреки расхожему мнению, появился давно. 
Еще в 1934 году компания SwissAir разработала для своих сотрудниц форму с юбкой-брюками. Но тогда это не стало нормой, и понадобилось 70 лет для того, чтобы брюки на стюардессе перестали быть исключением из правил.

В 2006 году итальянская Alitalia разрешает стюардессам выбирать (в зависимости от погоды и места назначения), что надевать: юбку или брюки. «Иконы авиастиля», которых в разное время одевали Мила Шон, Альберто Фабиани и Джорджио Армани, добились своего. По новым стандартам им позволили носить брюки, выполненные из той же ткани синего цвета, что и их форменная юбка, всю зиму.

В 2010-м форма с брюками появилась у стюардесс нидерландской KLM Royal Dutch Airlines. Ее разработал голландский дизайнер Март Виссер, и всего в ней 11 предметов: от двух типов юбок до куртки и плаща. 

В 2014 году брюки стали носить бортпроводницы Virgin Atlantic. 

В 2016-м  – British Airways. «Бортпроводницы British Airways получили право носить брюки, – писала The Guardian. – Двухлетняя битва заканчивается тем, что авиа­компания позволяет всем экипажам отказаться от юбок и профсоюзов, приветствуя победу равенства и здравого смысла». 

В 2018-м стюардессы гонконгской авиакомпании Cathay Pacific обратились в суд с требованием, чтобы им разрешили носить брюки на работе, и их иск был удовлетворен. 

В 2019-м начали носить брюки бортпроводницы Japan Airline. 
 
Есть еще вариант с брюками, скроенными как традиционные индийские шальвар-камиз – у стюардесс Jet Airways из Мумбая, с белыми брюками – у Korean Airlines, и даже с шортами – у бортпроводниц Vietjet Air. 

Белые кроссовки Nike и оранжевый костюм от GUDU

Наверное, поэтому в новой униформе украинской авиакомпании SkyUp прежде всего обратила на себя внимание обувь – белые кроссовки, заменившие традиционные туфли-лодочки. Как сказала журналистам vogue.ua Ольга Цареградская, соосновательница агентства Frame Fashion Consultancy, которое занимается разработкой нового образа бортпроводниц, «появление последних в образе стюардесс и вовсе имело эффект разорвавшейся бомбы – впервые удобство стюардесс было поставлено во главу угла, и это титанический сдвиг, который точно повлияет на всю индустрию». 

kak-menyalas-forma-styuardess-ot-1930-yx-do-2021-goda (2).jpgФото: SkyUp

Были выбраны кроссовки Nike, однотонные белые Air Max 720, в которых использовано максимально возможное количество переработанных материалов. Еще одна особенность этой модели – самая высокая воздушная подушка по всей длине подошвы, что дает самый большой «эффект пружины», и, как сказали в компании Nike, создает ощущение «колыбели» для стопы во время ходьбы. Для стюардесс многочасовых рейсов – очень актуально.

kak-menyalas-forma-styuardess-ot-1930-yx-do-2021-goda (7).jpgФото: SkyUp

Что касается одежды бортпроводниц SkyUp – ее разработал украинский бренд GUDU, известный своей оригинальностью и даже эксцентричностью, но и одновременно  бережным и даже трепетным отношением к женщине. Одна из интересных находок марки – для пошива брючных костюмов стюардесс используется плотный трикотаж, комфортный в носке, но при этом ткань прекрасно держит форму. И вторая необычная находка – крепление платка: он протягивается под эполетом на плече и крепится на груди значком SkyUp. 

К слову, платок тоже создан украинским брендом – Gunia Project, в основе ДНК которого – народные традиции и ремесла. Но для стюардесс марка выбрала совсем другую «историю» – на платке изображен полетный план. 

Новую форму бортпроводницы SkyUp получат уже в начале осени.

Читайте также