ERG создаст образовательный центр

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Александр Машкевич предложил переобучать на учителей по программе Teach for All

Председатель совета директоров Eurasian Resources Group (ERG) Александр Машкевич рассказал, как намерен бороться с исчезновением старых и возникновением новых профессий.

«Первый вызов – цифровизация, которая будет создавать и уничтожать сотни миллионов рабочих мест по всему миру. Второй – это проблема подготовки кадров, которая упирается в нехватку квалифицированных педагогов и престиж педагогической профессии в целом. Третий вызов – смена поколений на рынке труда. Новые поколения требуют новых подходов и новой системы обучения и мотивации», – сказал он на 32-м пленарном заседании совета иностранных инвесторов при президенте РК 4 июля.

Машкевич отметил, что к 2045 году из-за автоматизации более двух миллиардов рабочих мест просто исчезнут, а 65% детей, поступивших в начальную школу сейчас, будут работать в совершенно новых условиях труда. Между тем, 52% руководителей компаний считают нехватку навыков главной проблемой, а 87% утверждают, что университеты неадекватно готовят студентов к будущей работе. Это усугубляется еще и тем, что появление и исчезновение профессий происходит многократно на глазах одного поколения, а технологические нововведения уменьшают «время жизни» любой профессии.

«Чтобы знать, какие профессии и компетенции будут востребованы в Казахстане в ближайшее время, необходимо комплексное исследование, которое поможет понять, как новые технологии будут влиять на отрасли экономики и какие новые специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем. В начале этого года в рамках сотрудничества с министерством труда и соцзащиты населения наша компания презентовала видение проекта «Атлас новых профессий Казахстана». Атлас – это прогнозная карта перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет», – сказал Машкевич.

Данный атлас, по его словам, поможет понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Методология исследования построена на базе Технологического форсайта компетенций (STF), разработанной Международной организацией труда.

Соответствующее исследование было начато 28 мая на базе Донского горно-обогатительного комбината, входящего в ERG. Оно выявило 18 исчезающих, 13 изменяющихся и 14 новых профессий. В частности, появится потребность в digital-технологе, который будет настраивать технологии на цифровой фабрике, перенастраивать технологический процесс, моделировать фабрику и технологии в digital-формате.

Итоги пилотного Форсайта лягут в основу большого национального исследования горно-металлургической отрасли Казахстана.

«К концу года мы ожидаем получить такой Атлас и будем рады поделиться им как с коллегами по отрасли, так и с заинтересованными государственными и частными структурами»,– сказал Машкевич.

Он отметил, что анализ международного опыта показывает, что успех системы образования гарантирован, если педагогическую профессию выбирают наилучшие кандидаты, осознанно желающие стать учителями.

«Именно поэтому в школу не должны приходить случайные люди. К сожалению, преподавание представляется гораздо менее привлекательным выбором, чем, скажем, несколько лет назад. В ближайшие пять лет из профессии хотят уйти 55% студентов педагогических специальностей и 25% молодых учителей хотят поменять профессию», – сообщил спикер.

Основными вызовами при удержании учителей остаются неконкурентная заработная плата, высокая загруженность учителей и низкий социальный статус профессии педагога. Всего лишь 5% старшеклассников, по его словам, желают выбрать профессию учителя в качестве своей дальнейшей карьеры.

«В связи с этим мы планируем при своей компании создать специальный образовательный центр, который будет заниматься разработкой прикладных решений в области образования, альтернативных методик подготовки кадров и повышения квалификации преподавателей. Желательно запустить в Казахстане замечательную, выдающуюся программу Teach for All. В 30 странах благодаря этой программе тысячи успешных обеспеченных людей бросают свою карьеру в самых разных областях деятельности и становятся простыми учителями. Причем желающих на место преподавателя столько, что выбирают из пяти одного», – пояснил Машкевич.

Данная программа успешно показала себя в США, Израиле и других странах. Для желающих стать учителями в израильских колледжах есть специальная программа, когда обучение длится один год, а курс лекций сочетается с практикой в школах. Teach For America – американская некоммерческая организация, была основана в 1989 году выпускницей Принстонского университета Венди Копп. Благодаря инвесторам в 1990 году в TFA начали работу 384 молодых учителя.

Читайте также