Рынок ПИФов снова растет

Опубликовано (обновлено )
В чем суть паевых инвестиционных фондов и их отличие от привычных гражданам инструментов – депозитов или покупки жилья

Паевый инвестиционный фонд – один из самых популярных финансовых инструментов «тучных» нулевых. До 2009 года в Казахстане было зарегистрировано более 200 ПИФов. Мировой кризис 2008 года сильно ударил по этому рынку, и спустя 10 лет в Казахстане осталось всего 11 ПИФов, в том же году активы розничных фондов увеличились в четыре раза – с 4,9 млрд до 18,9 млрд тенге.  

Начался новый этап роста этого рынка. О том, как дела обстоят сейчас, «Курсив» поговорил с председателем правления АО «Сентрас Секьюритиз» Муратом Акиновым.  

– Ваша компания одной из первых предложила казахстанцам такой инструмент, как паевые инвестиционные фонды. Расскажите, пожалуйста, в чем суть ПИФов и главное их отличие от привычных гражданам инвестидей – депозитов или покупки жилья.   

– Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) близки по духу долевому строительству. Застройщик собирает граждан-дольщиков и на общую сумму возводит здание. Тут похожая история. Управляющая компания, имеющая лицензию на управление инвестиционным портфелем, выданную финансовым регулятором (Национальный Банк РК ранее и Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. – «Курсив»), организует инвестиционный фонд и собирает граждан, которые покупают паи этого фонда.   

Все собранные таким образом деньги управляющая компания начинает инвестировать. Но прежде оговаривает условия и формулирует: а) инвестиционную декларацию фонда – документ, который показывает пайщикам, в какие инструменты фонд может инвестировать, а в какие – нет, а также комиссии и риски; б) правила фонда – документ, который раскрывает все технические и финансовые механизмы функционирования фонда, комиссии и прочее.  

– И что происходит дальше?  

– Далее разворачивается инвестиционный процесс. Управляющая компания имеет коллегиальный орган – инвестиционный комитет, который состоит из профессиональных финансистов и риск-менеджера. Этот орган принимает решение что, когда и почем покупать и продавать. К процессу подключены служба риск-менеджмента и аудит, чтобы процесс инвестирования был тщательно выверен и не нарушал законов и правил фонда.  

Деньги и ценные бумаги хранит не управляю­щая компания, а не связанный с ней банк-кастодиан. Это делается для того, чтобы исключить прямой доступ управляющего к деньгам и ценным бумагам. Кастоди также следит за исполнением законов и правил фонда.  

ПИФы лучше инвестиций в недвижимость или депозитов, потому что могут дать серьезный доход выше депозитов, при этом ликвидны как деньги, в отличие от квартир. Но ПИФы нельзя потрогать как недвижимость, и они не гарантируют доход, как депозиты, тут уместен подход как к бизнесу – нет никаких гарантий успеха, только вероятность, и чем правильнее выбрано поле деятельности, тем выше вероятность. Так и здесь: надо хорошо выбирать управляющую компанию, смотреть на состав команды управляющих и их опыт, историю работы фондов и состав портфеля ценных бумаг. Наша компания работает с ПИФами с 2004 года, три фонда с тех времен до сих пор функционируют и за 15 лет показали результаты значительно лучше депозитов.  

– Какие ПИФы предлагает «Сентрас Секьюритиз»?   

– У нас три ПИФа: открытый ПИФ «Казначейство», снимать и пополнять который можно ежедневно, а также интервальные ПИФы – «Сентрас-Глобальные рынки» и «Фонд еврооблигаций», пополнять которые можно каждый день, а снимать – один раз в квартал. Последние два котируются на Казахстанской фондовой бирже – KASE, при наличии вторичного рынка покупать и продавать паи можно чаще.   

– В чем их отличие, во что инвестируют активы? На какую доходность могут рассчитывать владельцы паев? Каковы исторические показатели?  

– Фонды отличаются по стратегиям и инструментам, самый смелый – это «Сентрас-Глобальные рынки», специализирующийся на долгосрочном инвестировании в акции прогрессивных западных компаний, которые занимаются насущными проблемами и приносят новые решения: солнечная энергетика, ветроэнергетика, микрочипы и облачные решения, искусственный интеллект, современные заменители мяса и инженерные коммуникации. Компании портфеля – не однодневки, многие работают с 90-х годов и ранее, имеют сильную финансовую позицию, устойчивый бренд и низкий долг. За последние три года этот фонд показал высокую двузначную доходность как в тенге, так и в иностранной валюте.   

Фонды «Казначейство» и «Фонд еврооблигаций» менее агрессивны, последний предпочитает покупать облигации и драгоценные металлы.  

БГ 4-1.jpg

– На какую доходность могут рассчитывать владельцы паев? Каковы исторические показатели?  

– Хочу подчеркнуть, что любой серьезный инвестор в ПИФы – это человек, принимающий взвешенные долгосрочные решения, он не гонится за краткосрочной прибылью. Фондовый рынок непредсказуем. Если управляющий имеет достаточный опыт и устойчивую стратегию, то он может приносить ощутимые результаты на горизонте трех-пяти лет, но ни один управляющий не может ни гарантировать, ни обещать устойчивую доходность.    

Как казахстанцу вложиться в ПИФ? Насколько это сложная процедура и каков порог входа?  

– У нас порог входа – 50 тыс. тенге. Все просто. Человеку достаточно обратиться в офис управляющей компании, чтобы подать заявку на покупку паев, затем открыть счет в Центральном депозитарии (далее – ЦД. – «Курсив»), пополнить банковский счет управляющей компании, и она перечислит паи на счет инвестора в ЦД.  

– Как устроен рынок ПИФов в Казахстане? На нем много игроков? Во что обычно вкладывается «усредненный» казахстанский ПИФ?  

– Печально, но игроков не так много. Наш рынок пережил тяжелую «зиму», когда после «лета» инвестиционных продуктов в Казахстане, которое пришлось на 2005–2009 годы, управляющие компании, ПИФы и пайщики покидали рынок. По нашим оценкам, рынок розничных (открытых и интервальных) ПИФов с 2009 по 2017 год сократился в несколько раз, на нем к 2017 году остались всего три или четыре игрока. Теперь ситуация намного лучше, мы наблюдаем ренессанс. За последние три года все главные игроки рынка ценных бумаг РК вышли со своим видением ПИФов. Есть ПИФы для основных групп пайщиков – крупных обеспеченных с консервативным спокойным подходом, середнячков, которые хотят немного динамики, и стали появляться ПИФы для людей, готовых к более непредсказуемому поведению ценных бумаг в расчете на более высокую прибыль. Мы с этого рынка никогда не уходили, пережив «зиму», и мы надеемся, что наш основательный подход к инвестициям и опыт послужат рекомендацией для наших пайщиков.  

– Альтернативой ПИФам в последнее время называют такие биржевые инструменты, как ЕTF и ETN. В чем разница между этими инструментами? Что понятнее и надежнее для потенциального инвестора?  

– ETF – биржевой инвестиционный фонд, индексный фонд, паи которого обращаются на бирже. Основные отличия от ПИФов – в структуре портфеля. Структура ETF повторяет структуру выбранного базового индекса. Управляющие компании ETF инвестируют деньги в установленный список активов в строго определенной пропорции – те же активы, в той же пропорции, что и в базовом индексе, к которому привязан ETF. Тогда как управляющие компании ПИФов сами определяют структуру портфеля, список инвестиционно привлекательных ценных бумаг, не ограничиваясь структурой какого-либо базового индекса. Еще одно отличие – ликвидность паев и прозрачность структуры портфеля. Так, паи биржевых фондов свободно торгуются на фондовой бирже, как акции, тогда как паи ПИФов в большинстве случаев реализуются через управляю­щую компанию. Исключение составляют паи наших двух ПИФов, которые размещены на площадке Казахстанской фондовой биржи.  

– Что насчет ETN?  

– Биржевые ноты – это необеспеченные (незастрахованные) долговые обязательства без каких-либо защит, стоимость которых привязана к цене некоего актива, обычно корзины из акций, облигаций или товарных фьючерсов за вычетом соответствующих сборов. В отличие от ETF эмитент, выпустивший ноты, не обязан на вырученные от продажи нот деньги покупать базовый актив, к которому привязана доходность нот. Поэтому в случае дефолта (основной риск для всех видов ценных бумаг) инвестор становится в общую очередь наравне с кредиторами.   

– Какие перспективы этого рынка вы видите? Есть ли у вас планы развивать у себя это направление, например, снижая суммы для входа в ПИФ или же создавая новые паевые фонды?  

– Да, 100% сейчас хорошие условия для граждан, которые желают сберечь и стараются приумножить капитал. ПИФы показали, что могут служить альтернативой пассивного сбережения на депозитах, могут перебивать нашу инфляцию. Пороги входа у нас всегда были очень низкими. Мы вывели паи на KASE в 2015–2016 годах, чтобы стимулировать вторичный рынок, так граждане смогут заключать сделки между собой, если они не хотят ждать очередного периода выкупа управляющей компанией. Новых фондов мы пока открывать не планируем, считаем, что у нас представлен ключевой спектр продуктов для основных групп пайщиков по их желанию риска. Но не будем зарекаться. 

Читайте также