Как Казахстан создавал и развивал цифровое правительство

Опубликовано
82% государственных услуг переведено в электронный формат

2006 год, когда запустили портал egov.kz, принято считать годом появления электронного правительства. Однако его зачатки можно было увидеть еще в конце 90-х, когда, например, в налоговых внедрили систему, упростившую процессы налогового администрирования. Тогда же впервые на уровне президента заговорили о том, что необходимо построить национальную инфраструктуру, которая обеспечивала бы быстрое внедрение новых информационных технологий во всех сферах экономики и управления.

Электронное правительство пережило четыре основных этапа становления. Первый этап – информационный. В этот период был запущен портал egov.kz. Каждый казахстанец мог получить важную информацию: список необходимых документов, размер госпошлины, контактные данные госоргана. Уже этого оказалось достаточно, чтобы хождение по инстанциям значительно сократилось.

Второй этап – интерактивный. У пользователей появилась возможность получать справки из разных учреждений и отправлять запрос в любой госорган, не выходя из дома. Третий этап – транзакционный. Через портал стало возможным оплачивать госпошлины и сборы, штрафы и коммунальные услуги. Для предпринимателей появилась возможность участвовать в государственных закупках через интернет. Это повысило прозрачность и открытость проводимых конкурсов и тендеров. Сейчас электронное правительство находится на четвертом этапе – проактивном, когда государство само предлагает получить услугу (сейчас таких услуг 30).

За время работы электронного правительства 82% госуслуг было автоматизировано. Еженедельно через egov.kz граждане делают до 1 млн запросов на получение услуг. 

egov.в текст.png

Лицензии онлайн

Раньше предпринимателю для открытия бизнеса нужно было иметь до семи видов разрешений. При этом он не всегда мог рассчитывать на положительный результат. Волокита, необоснованное количество документов, противоречивые требования госорганов – предприниматель мог потратить до нескольких месяцев на получение необходимых разрешений. Чтобы решить эту проблему, разработали проект «Е лицензирование».

В 2004–2007 годах в результате административной реформы в 3 раза сократилось количество лицензируемых видов деятельности. С 2008 по 2010 год была запущена система электронного лицензирования Казахстана – портал elicense.kz, с помощью которого сегодня выдаются все разрешительные документы: 87 лицензий, 314 разрешений, 50 уведомлений. Сроки получения лицензий стали четко регламентированы, их получение занимает от четырех до 15 дней. Кроме того, в 2019 году была реализована автоматическая выдача некоторых лицензий и разрешений Министерства торговли и интеграции, которые сейчас можно получить в течение пяти-семи минут. В 2013 году портал elicense.kz стал лучшим проектом в категории E-Business международного конкурса WSIS Project Prizes (Швейцария). Всего в конкурсе приняли участие более 280 проектов из 64 стран мира.

Борьба нотариусов

Появление ЕНИС – Единой нотариальной информационной системы – должно было обеспечить взаимодействие между нотариусом с республиканской и территориальными нотариальными палатами и Министерством юстиции, сделав прозрачными нотариальные сделки. E-нотариат должен был навести порядок в нотариальной сфере, исключив махинации. Для нотариусов эта система также была выгодна: они могли оперативно получать информацию из госбазы данных, идентифицировать клиента, к минимуму сводились их риски стать жертвами мошенников. Для получателей услуг плюсы были в том, что все нотариальные процессы значительно ускорились. Уже не нужно было перед посещением нотариуса собирать справки из разных госорганов или бежать за ними, если недоставало каких-то бумаг. Казалось бы, ситуация win-win.

Однако внедрение новой программы вызвало множество споров в профессиональной среде. Нотариальные палаты и часть нотариусов поддержали е-нотариат, апеллируя к тому, что ЕНИС защищает обычных граждан от фактов мошенничества. Другая часть нотариусов считали, что государство заставляет их выполнять двойную работу, вести электронный реестр вместе с бумажным. Третьи дошли до Верховного суда, протестуя против ЕНИС, но все суды проиграли.

С внедрением е-нотариата в 2010 году ушли в прошлое случаи, когда квартиру можно было продать сразу нескольким покупателям или переписать недвижимость с умершего человека на живого. Кардинально изменились и госуслуги. Сейчас уже сложно представить, что нужно было заплатить 100 долларов за справку о наличии или отсутствии недвижимости, чтобы не ждать ее несколько дней. Но это реалии лишь 10–15-летней давности. 

В режиме ЧП

Режим ЧП, введенный в марте 2020 года, показал, что годы строительства цифровой инфраструктуры в Казахстане прошли не зря. За первые две недели режима ЧП более 6 тыс. госслужащих были переведены на дистанционный формат. Это позволило обеспечить непрерывность работы государственных структур.

Нагрузки на платформу egov.kz были серьезные, портал, что называется, штормило, когда миллионы казахстанцев одновременно подавали заявку на получение 42 500 тенге (помощь от государства для тех, кто лишился дохода во время ЧП). Но от этого не был застрахован ни один ресурс, даже гиганты вроде YouTube и Netflix в пандемию оказались не готовы к таким нагрузкам. Связисты и IT-специалисты работали сутками, чтобы системы бесперебойно оказывали услуги. В результате в период ЧП казахстанцы 15 млн раз воспользовались egov.kz, чтобы дистанционно получить государственные услуги.

Для многих ЧП запомнится еще и тем, что появилась возможность получать ЭЦП онлайн (раньше нужно было обязательно идти в ЦОН). Вопрос перевода этой услуги в онлайн поднимался неоднократно, но спотыкался о различные согласования. Если для граждан основной проблемой был поход в ЦОН, то юридические лица должны были принести с собой кипу документов: заявление, доверенность, справку с места работы или приказ о назначении для первого руководителя. Дистанционный формат решил эти вопросы с помощью видеоидентификации и автоматической сверки с базами данных. С марта 2020 года дистанционно выдано уже более 650 тысяч ЭЦП.

На подходе новый проект – облачная ЭЦП, которая позволит хранить закрытые ключи пользователей в облаке и для которой нужно будет устанавливать NCАLayer – скрипт для использования электронной подписи. Идентификация пользователя будет происходить при помощи биометрии и пароля. Новый вид ЭЦП в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности обещают выпустить в этом году. 

Читайте также