Как Solva выстраивает свою финансовую стратегию и почему делает ставку на малый бизнес

Опубликовано
Компания готова вывести на рынок новые продукты в 2021 году

Группа IDF Eurasia с брендом Solva планирует развивать бизнес в Казахстане эволюционным путем. Впрочем, учитывая уровень конкуренции этот процесс не должен затягиваться, считает сооснователь компании Борис Батин.

— Solva осуществляет третий выпуск облигаций в Казахстане, можно ли говорить о том, что сегодня компания накопила достаточный опыт фондирования на местном рынке?

— Нет. Даже те компании, которые много лет привлекают капитал на финансовых рынках каждое новое размещение воспринимают как новый опыт, также и у нас. К примеру, в России мы сделали четыре разных выпуска, в Казахстане три, однако каждый раз есть чему поучиться, и многое можно сделать лучше. А если соотнести наши стратегические планы с тем, что мы делаем сейчас, то очевидно, что текущие выпуски – это даже не шаги, а такие маленькие шажочки на пути к тому, чтобы стать действительно крупной компанией в сфере кредитования. Хотя, безусловно, начало положено, определенный опыт у нас уже есть.

— А есть ли понимание, кто именно ваш инвестор?

— Конечно, перед тем как сделать выпуск, мы должны понять кто именно будет инвестором, а не наоборот – подготовить документы, а потом думать, кто же это купить. Важно знать в какой валюте происходит выпуск — в тенге или в долларах, поскольку инвесторы, которые инвестируют в тенге и те, кто делает это в долларах, они несколько отличаются. Если мы говорим о размещении в тенге, а наш третий выпуск облигаций как раз в тенге, то здесь инвесторы похожи на наш первый тенговый выпуск. В основном это частные инвесторы, получившие доступ к фондовому рынку благодаря тем инструментам, которые в том числе предлагает организатор нашего выпуска Freedom Finance. Как правило, речь идет об относительно небольшом среднем чеке. Таких инвесторов много. Мы умеем с ними работать и, как мне кажется, от такого взаимодействия довольными остаются все стороны.

— А с чем связана довольно высокая частота выпусков облигаций Solva?

— Мы изначально планировали выходить на фондовый рынок минимум два раза в год. Для нас это важно, потому что это связано с ростом бизнеса. У нас все еще относительно низкая база, и поэтому мы быстро растем из года в год. В этом году, например, планируем вырасти сразу в два раза.

Во-первых, пока идет стадия активного роста, облигационные выпуски будут происходить регулярно. Во-вторых, нам выгоднее осуществлять такие выпуски чаще, но на меньшие суммы, чем если бы это был один такой большой выпуск на огромную сумму. Это позволяет нам сглаживать кривую погашений. Кроме того, в этом случае не возникает ситуации, когда привлеченные средства лежат мертвым грузом и лишь спустя какое-то время инвестируются в портфель.

Поэтому мы предпочитаем привлекать относительно небольшую сумму и сразу же инвестируем ее в рост портфеля. Т.е. мы заставляем деньги работать с самого начала. Потом мы делаем еще один выпуск и снова инвестируем его в рост. В этом случае движение активов и пассивов происходит более синхронно, а значит и более эффективно.

Два выпуска в год — это комфортный темп развития, который позволят выстраивать удобный график выпуска облигаций. Эту практику мы планируем продолжать.

— Говорит ли третий выпуск о том, что ситуация на рынке кредитования изменилась в сторону роста?

— Для нас стадия роста не прекращалась и в пандемию. Правда рост был меньше, чем мы планировали, но все равно он был существенный, мы выросли на десятки процентов даже в период пандемии Т.е. мы росли на фоне всех сложностей.

Думаю, этот тренд сохранится и в текущем году. Мы намерены расти в течение всех ближайших лет. Для этого Solva и дальше будет привлекать фондирование, а также реинвестировать в портфель ту прибыль, которую компания заработала в предыдущие годы. Мы верим в свой бизнес и готовы инвестировать в него все имеющиеся ресурсы.

— То есть задача состоит в том, чтобы воспроизводить удачные показатели из года в год?

— Мы ставим перед собой только одну цель – стать номер один в своем сегменте. На данном этапе мы номер один с точки зрения темпов роста, но с точки зрения общего масштаба бизнеса – пока нет. На рынке работают наши коллеги, которые проделали большой путь, они привлекли много иностранных инвесторов и из года в год показывают отличные результаты. Нам приятно иметь таких конкурентов, бороться с ними за долю на рынке. Думаю, мы сумеем их догнать, а потом и перегнать, и произойти это может в период до двух лет.

— Существуют ли какие-то конкретные бизнес-модели, на которые вы ориентируетесь?

— Мир и рынки полны интересных примеров в плане того, как лучше управлять компанией, на какие KPI ориентироваться, как составлять стратегические планы. Можно многому научиться, просто наблюдая за развитием компаний в самых разных областях и применяя этот опыт к своей отрасли. Также всегда интересно изучать отчетность публичных компаний, в нашей отрасли. Компании публикуют подробные финансовые отчеты, различные презентации, которые можно посмотреть, изучить. Например, то какие они используют метрики с точки зрения расходов, прибыльности, резервов, какой рост они закладывают и так далее.

Примеров много и порой далеко ходить вовсе не нужно. В Казахстане есть такие компании как KMF, Kaspi и другие, которые нисколько не уступают иностранным игрокам. В первую очередь важно смотреть на всех, кто есть в отрасли и пытаться брать от них самое лучшее, чтобы расти быстрее.

— Но если рынок настолько сильно насыщен предложением, куда можно расти быстрее?

— Полагаю, бум произойдет в сегменте малого и среднего бизнеса. В ритейле, который развивается достаточно давно, сложно придумать что-то новое. С другой стороны, если посмотреть на МСБ – то тут просто непаханое поле с точки зрения кредитования, услуг по расчету налогов, ведению бухгалтерии, по краткосрочной и долгосрочной ликвидности. Вопрос лишь в том, как правильно анализировать компании в этом сегменте, ведь данные вроде бы и есть, но они не настолько хорошо организованные и полные, как данные по обычным потребителям. Рост экспертизы в умении анализировать риски в сегменте МСБ будет существенным в ближайшие два года, и основные сюрпризы и интересные продукты появятся именно в этом сегменте.

Это важно как для самих компаний, так и для экономики страны, и мы, со своей стороны, попытаемся предложить рынку востребованные продукты: во-первых, в сфере ведения и обслуживания бизнеса, а во-вторых, по его кредитованию и развитию.

— Подкрепляются ли эти доводы примерами на других рынках?

— Из всех стран, где мы работаем в сегменте МСБ, Solva МСБ своего рода первопроходец. Компания активно планирует дальнейшее развитие этого направления. Запуск новых продуктов для бизнеса может произойти в этом году.

Для субъектов МСБ действительно не так все просто. К примеру, если обычный потребитель захочет купить холодильник, то проблем здесь не возникнет, он так или иначе его купит – в рассрочку или в кредит в банке или в МФО. Однако, если кредит понадобится предпринимателю, то у него могут возникнуть реальные проблемы, потому что за частую банки с ним работать не готовы. И вот эту проблему, нам, как бизнесу, решать гораздо интереснее, чем, условно говоря, придумывать новые способы выдать кредит на покупку холодильника.

— Восприятие микрофинансирования в Казахстане будет меняться?

— Я бы не стал драматизировать вопрос о восприятии МФО, поскольку исторически микрофинансовые организации в Казахстане имели точно такие же ограничения по ставкам, что и банки, и поэтому микрокредиты во многом ассоциируются с банковскими продуктами и ставками.

Более того, мы видим, что клиенты идут к нам, чтобы рефинансировать существующие банковские кредиты, потому что мы предлагаем более выгодные условия и гибкие продукты. Наверное, поэтому какого-то негатива со стороны клиентов или инвесторов по отношению к нашему бизнесу в Казахстане мы никогда не слышали.

— А как вы оцениваете опыт, полученный компанией во время пандемии?

— Каждый экономический шок создает целую библиотеку полезной информации и данных. Входя в период пандемии, мы обратились к тем данным, которые мы собрали в кризис 2014-2015 годов, когда произошла девальвация. Понятно, что каждый кризис разный, но тем не менее мы попытались применить те знания, которые были тогда получены. В том числе, в плане ожиданий по росту просрочки и в целом по качеству портфеля. И могу сказать, что это помогло нам более успешно пережить и этот кризис.

Теперь, пройдя пик пандемии, мы получили в копилку еще один интересный кейс, который в дальнейшем будем использовать для совершенствования управления портфелем, привлечения клиентов и работы с ними.

*партнерский материал

Читайте также