Как пандемия сказалась на бизнесе крупнейших авиакомпаний и производителей самолетов

Опубликовано
И стоит ли сейчас покупать их акции

2020 год стал шоковым для глобальной авиаиндустрии. Акции авиакомпаний и авиапроизводителей пострадали не только от колоссального снижения спроса на перелеты, но и от падения темпов роста мировой экономики. «Курсив» выяснял, как крупнейшие авиакомпании и авиапроизводители пережили первую волну COVID-19 и как кризис влияет на их акции.  

«Большая пятерка» 

По данным специализированного журнала Airport Industry Review, по итогам 2019 года в число крупнейших в мире авиа­компаний по размеру выручки вошли американские Delta Airlines ($47 млрд), American Airlines Group ($45,7 млрд), United Airlines ($43,2 млрд), немецкая Lufthansa Group ($40,7 млрд) и европейский холдинг Air France-KLM Group ($30,45 млрд). 

Акции Delta Airlines на NYSE c начала года упали на 45%, до $31,9 за штуку. 

По итогам III квартала 2020 года скорректированная выручка перевозчика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 79%, до $2,6 млрд. Скорректированный убыток до налогообложения также составил $2,6 млрд. По состоянию на конец сентября компания располагала запасом ликвидности в объеме $21,6 млрд.  

У Delta Airlines один из крупнейших флотов в мире – 1 020 самолетов. Примерно половина из них в настоящее время не эксплуатируется. Отчитываясь об итогах III квартала, перевозчик заявил о пересмотре своей структуры расходов. Компания снизит затраты на покупку самолетов более чем на $2 млрд в 2020 году и более чем на $5 млрд до конца 2022 года.  

Бумаги American Airlines с начала года подешевели на 58%, до $11,6 за штуку.  

Выручка компании по итогам III квартала составила $3,2 млрд, снизившись на 73% год к году. Убыток до налогообложения составил $3,1 млрд. Запасы ликвидности на конец сентября составляли примерно $15,6 млрд с учетом займа от правительства США. Срок оказания федеральной помощи истек 30 сентября, и в начале октября перевозчик начал процесс увольнения около 19 тыс. сотрудников. Перевозчик также планирует привлечь $1 млрд путем дополнительного размещения акций.  

Акции United Airlines с начала года подешевели на 60%, до $35,3 за штуку.  

По итогам III квартала перевозчик отчитался о чистом убытке в размере $1,8 млрд. Выручка сократилась на 78% год к году, до $2,49 млрд. Выручка от грузовых перевозок между тем выросла вдвое, до $422 млн. По состоянию на конец сентября компания располагала $19,4 млрд ликвидности. United в октябре также начала увольнять сотрудников.  

Несмотря на снижение спроса на пассажирские авиаперевозки, авиакомпания эффективно оптимизирует операционные расходы и имеет достаточно ликвидности для выхода из кризиса, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Наталия Пырьева. 

«По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), полное восстановление спроса на авиаперевозки произойдет только в 2024 году, но и на горизонте ближайшего года можно ожидать рост котировок United Airlines в связи с гибкостью ее бизнеса и высокой вероятностью получения господдержки авиаперевозчиками», – считает она. 

Акции Lufthansa на бирже Франкфурта с начала года потеряли 54%. На 27 октября стоимость одной бумаги составляла 7,72 евро за штуку. 

По предварительным данным, скорректированная прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) в III квартале составила -1,262 млрд евро против 1,297 млрд евро годом ранее. Операционный убыток составил 4,161 млрд евро. По состоянию на конец сентября группа располагала 10,1 млрд евро ликвидных средств. Эта сумма включает пакеты помощи от правительств Германии, Швейцарии, Австрии и Бельгии в размере 6,3 млрд евро. В IV квартале перевозчик планирует оперировать на уровне 25% своей прошлогодней мощности. 

Акции Air France-KLM Group на бирже Euronext в Париже с начала года упали на 68%, до 3,09 евро за штуку.  

Компания пока не выпустила итоги III квартала. По итогам II квартала группа сообщила об убытках в размере 2,6 млрд евро. Убыток за полгода c учетом этих результатов составил 4,4 млрд евро. Если посмотреть на отдельные компоненты группы, Air France и ее дочерние компании потеряли более 1 млрд евро, в то время как KLM отчиталась о 493 млн евро убытков. Убыток Transavia за II квартал составил 111 млн евро. Запасы ликвидности группы на конец июня составили 14,2 млрд евро, в основном благодаря помощи правительств Франции и Нидерландов на сумму 10,4 млрд евро.  

5 полоса_Как изменилась капитализация пяти крупнейших авиакомпаний мира с начала года-01.jpg

Структура спроса на самолеты меняется 

Из-за пандемии спрос на широкофюзеляжные пассажирские самолеты, которые используются для перелетов на средние и дальние расстояния, упал до крайне низкого уровня. Спрос на узкофюзеляжные самолеты тоже снизился, но не так сильно. В связи с этим аналитики считают, что у французской Airbus есть большое преимущество перед американским Boeing, так как первая выпускает больше узкофюзеляжных моделей. 

Поставки коммерческих самолетов за девять месяцев текущего года упали у обеих компаний, но у Boeing это падение было намного сильнее, чем у Airbus. Французский производитель в январе – сентябре поставил 122 коммерческих самолета, в то время как Boeing – 98.  

Boeing терпел большие убытки и до пандемии. В 2018 и 2019 годах в результате двух катастроф с самолетом 737-MAX погибли 336 человек, из-за чего авиационные власти в разных странах мира запретили эксплуатацию этой модели. Более 400 737-MAX остается в ангарах. 

Несмотря на проблемы с 737-MAX, конфликты с авиавластями США, резкую смену руководства и связанные со всем этим репутационные риски, акции Boeing неплохо начали 2020 год. В феврале бумаги торговались на уровне $347,45 за штуку, однако с падением пассажирских перевозок акции неизбежно потянуло вниз. 20 марта бумаги закрылись на отметке $95,01, что стало худшим показателем за последние пять лет. С тех пор акции восстановились до $160,83 за бумагу, потеряв тем не менее 52% своей стоимости по сравнению с началом года. 

Выручка Boeing по итогам II квартала снизилась на четверть, до $11, 81 млрд. Чистый убыток составил $2,395 млрд, что на 19% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.  

Акции главного конкурента Boeing – французской Airbus – на бирже Euronext с начала года упали на 52%, до 64,60 евро за штуку. 

Консолидированная выручка компании по итогам первого полугодия снизилась в 1,6 раза, до 18,9 млн евро. Убыток на акцию составил 2,45 евро против прибыли на акцию в размере 1,54 евро год к году. Запас ликвидности на конец июня составлял 17,5 млрд евро. 

Акции бразильского авиапроизводителя Embraer на NYSE с начала года потеряли более 75% своей стоимости, достигнув $4,75 за бумагу по состоянию на 27 октября. 

Скорректированная прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) по итогам II квартала составила -$140,5 млн. Скорректированный чистый убыток составил $198,8 млн, в размере -$1,08 на одну акцию. По состоянию на конец июня запас ликвидности компании составлял $2 млрд. Компания также договорилась о дополнительном финансировании на $700 млн.  

За девять месяцев текущего года компания поставила всего 16 коммерческих самолетов. В журналах Embraer – заказы еще на 307 самолетов. 

5 полоса_ Как изменилась капитализация крупнейших производителей самолетов с начала года-01.jpg

Рискованные инвестиции 

По данным ICAO, в III квартале перевозчики прожигали свои денежные запасы медленнее, чем во втором, благодаря оптимизации расходов и росту выручки от грузовых перевозок. Однако снижения расходов все равно недостаточно, чтобы компенсировать убытки, так как примерно половина расходов авиакомпаний остается фиксированной. Ожидается, что перевозчики продолжат прожигать запасы кеша до конца 2022 года, так как их выручка будет на низком уровне или отрицательной. 

В Boeing прогнозируют, что на протяжении следующих десяти лет авиакомпании закажут 18 350 самолетов. Таким образом, поставки новых самолетов снизятся на 11%. Boeing ожидает, что узкофюзеляжные самолеты будут составлять 74% спроса. 

По результатам технического анализа Jýsan Invest акции отдельных представителей авиаиндустрии имеют потенциал роста 10–30%. Boeing может вырасти на 12%, Southwest Airlines Co и Delta Air Lines Inc – на 13%, United Airlines Holdings Inc – на 31%. 

Вместе с тем, с учетом того, что в США и Европе в последние недели наблюдается резкое увеличение новых случаев заражения COVID-19, директор департамента аналитических исследований Jýsan Invest Бауыржан Тулепов считает акции сектора опасными для покупки. 

Он напомнил также, что политикам в США так и не удалось прийти к консенсусу по очередному пакету фискальной поддержки до президентских выборов, а вероятность заключения такового в период после выборов и до начала работы нового президента в январе невелика.  

«В пакете фискальных стимулов находится в том числе финансирование для авиаиндустрии, которое американские политики не желают принимать по отдельности. Наконец, мы видим, что в период пандемии акции авиасектора страдают из-за недостатка инвесторского спроса в силу повышенного спроса на акции тех- и медорганизаций», – отметил Тулепов. 

Аналитик ГК «ФИНАМ» Наталия Пырьева напомнила, что многие авиакомпании продемонстрировали некоторое восстановление своих котировок с начала пандемии коронавируса, однако предупредила, что весь рост может оборваться в случае второй волны COVID-19 и возвращения карантинных мер.  

«Сегодня мы наблюдаем существенный прирост числа случаев заболевания коронавирусом в США и Европе, тогда как многие страны повторно закрывают границы, поэтому инвестиции в бумаги авиаперевозчиков на данный момент являются весьма рискованными», – считает Пырьева. 

Читайте также