Бизнес-процессы в компании «Казахтелеком» строятся на основе больших данных

Опубликовано (обновлено )
Как ведущий телеком-оператор страны заработал 600 млн тенге благодаря использованию Big Data

Большие данные – одна из самых популярных тем в IT-сообществе, но к практическому их использованию в Казахстане приступили немногие. Между тем, «Казахтелеком» за счет внедрения этих инструментов во внутренних бизнес-процессах за год «освободил» около 600 миллионов тенге и готов собрать аналогичные «конструкторы бизнес-процессов» для других рыночных структур.

Big Data становится инструментом прогнозов и выстраивания стратегических гипотез, дает возможность предпринимать определенные шаги посредством точных, математически выверенных поведенческих моделей. В результате компания точно понимает, какие продукты и услуги будут востребованы на рынке и почему, но это лишь один, лежащий на поверхности, аспект использования больших данных.

Предупрежден – значит, вооружен и успешен

В «Казахтелекоме» Big Data используется давно, причем аналитика больших данных ежедневно применяется не только для удовлетворения клиентского спроса, но и для внутренней перестройки: модернизации сервиса, структурирования маркетинга, анализа эффективности всей бизнес-деятельности. Использование больших данных позволяет компании заранее спрогнозировать и возникновение негативных ситуаций: к примеру, отток клиентов, дебиторскую задолженность или иные ситуации, способные нанести урон бизнесу.

Предупрежден – значит вооружен: благодаря аналитике, «Казахтелеком» имеет возможность либо предотвратить возникновение таких ситуаций, либо выработать инструменты минимизации ущерба, если избежать чего-то невозможно. Эта система работает и в обратную сторону: механизмы Big Data подсказывают компании, какие модели работы с клиентами принесут ей наибольший доход.

«Минимизация неприятностей» и «максимизация успехов» имеет и неплохое денежное выражение: текущая эффективность Big Data «Казахтелекома», по словам управляющего директора по трансформации Даурена Керейбаева, выраженная влиянием на свободный денежный поток (FCF), оценивается в 600 млн тенге в год при учете только ее внутренней монетизации. Сбор метаданных осуществляется компанией как во внутренних источниках, так и со сторонних ресурсов.

biznes-processy-v-kompanii-«kazaxtelekom»-stroyatsya-na-osnove-bolshix-dannyx

Даурен Керейбаев, фото Казахтелеком

Объем серверных возможностей «Казахтелекома» для хранения данных составляет 4 петабайта, и для построения эффективной аналитической системы нужно отделить главное от второстепенного: далеко не все хранимые телеком-оператором данные могли пригодиться в работе. Поскольку среди них имеются, к примеру, velocity – регулярно обновляемые данные, которые не могут служить основой для выстраивания постоянных парадигм. Или данные, достоверность которых не составляет 100% – их включение в уравнения, которые решает Big Data, нецелесообразно.

«Все эти, казалось бы, простые «сложности» определялись путем проб анализа и применения данных на практике. И сейчас, располагая опытом работы с этой системы, мы можем утверждать: мало располагать большим объемом информации, ценность Big Data заключается в умении выстраивать правильные взаимосвязи показателей, накладывать необходимые параметры измерения, создавать математические модели под точечные запросы», — говорит Даурен Керейбаев.

В дата-центрах «Казахтелекома» хранятся данные абонентов с 2018 года, а по биллинговой системе — с 2016 года. На их основе осуществляется сегментация потребителей, оценивается возможность мошенничества, рассчитывается платежеспособность клиентов. Big Data позволяет эффективно выстраивать таргетинг, точечно предлагать услуги разным категориям потенциальных абонентов, избегая издержек в маркетинге: для рекламных мероприятий большие данные являются находкой, заменяя собой данные, собранные путем устаревших полевых исследований и сборов фокус-групп. Кроме того, из Big Data выгружаются основные данные по показателям работы всех направлений деятельности «Казахтелекома», — таким образом, автоматизирована управленческая отчетность, позволяющая принимать наиболее верные решения. Теперь «Казахтелеком» готов вооружить Big Data других участников различных сегментов казахстанского рынка.

Нет пределов совершенству – и большим данным

«Если ранее большие данные рассматривались нами как возможность аналитики для улучшения сервиса и вывода на рынок новых продуктов, то сегодня мы понимаем, насколько ценной может быть информация, которой мы располагаем, для развития продуктов сторонних компаний, — говорит главный директор по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев. — На ближайшие годы у нас в планах – обогатить созданную нами систему Big Data новыми параметрами, значительно расширить список источников данных, углубиться в аналитику, чтобы создать для рынка наиболее привлекательный продукт», — отмечает он.

biznes-processy-v-kompanii-«kazaxtelekom»-stroyatsya-na-osnove-bolshix-dannyx

Батыр Маханбетажиев, фото Казахтелеком

По словам главного директора по стратегическому управлению АО «Казахтелеком», прогнозирование ситуаций на основе цифр – это самый верный шаг для бизнеса в построении стратегии развития как в краткосрочной перспективе, в целях решения сиюминутных задач, так и на многие годы вперед. В этом причина интереса к большим данным, которыми располагает «Казахтелеком» со стороны различных компаний, в первую очередь, со стороны предприятий, работающих на розничных рынках.

Кроме того, платежеспособность населения в том или ином регионе, районе или городе оценивается на основе данных, полученных от установленных в этой местности расчетно-кассовых аппаратов «Казахтелекома»: с их помощью определяется покупательская способность, трафик, средний чек, которые характеризуют местность с точки зрения выгоды для открытия там того или иного бизнеса. В данном случае применяется геопространственный анализ и методы машинного обучения – в «Казахтелекоме» выстроена система, позволяющая бизнесу оценивать потенциал местности для открытия точек реализации товаров и услуг.

Напомним, компания имеет успешный опыт оценки уровня человеческого трафика, в начале пандемии благодаря инструменту геолокационной Big Data-аналитики удалось определять места с наибольшим скоплением людей, тем самым выявлять источники заражения коронавирусом. А теперь те же данные могут использоваться для выявления наиболее перспективным с точки зрения потока покупателей географических точек.

biznes-processy-v-kompanii-«kazaxtelekom»-stroyatsya-na-osnove-bolshix-dannyx

В перспективе Big Data «Казателекома» может предложить рынку данные по таким показателям как Customer Clustering, Сustomer Segmentation, Ad Target, Data Validation-Verification, Interests Scoring, Credit Scoring, Data Exchange. Компанией планируется наращивать серверную мощность на уровне до 300 Тб в год и подключать от 15 до 20 дополнительных источников данных, поскольку потребность в использовании больших данных в стране будет нарастать.

Что сдерживает распространение Big Data в Казахстане

Несмотря на кажущиеся неограниченными возможности больших данных, в их использовании есть ряд ограничений. В первую очередь, это правовые аспекты, которые, с точки зрения агрегаторов информации, препятствуют полноценному анализу, а с позиции источников данных — защищают их личное пространство. Если мировое сообщество отрегулировало или, по крайней мере, продвинулось в вопросах законности той или иной формы использования личной информации, то в Казахстане в этом вопросе есть противоречия даже между законами, регулирующими эту деятельность. Но даже на западе те или иные решения, касающиеся больших данных, все же создают определенную напряженность. Вспомним хотя бы обвинения в адрес Facebook в том, что они манипулируют данными, или скандал с Netflix, которых уличили в дискриминации из-за сегментированного распределения рекламных сообщений.

biznes-processy-v-kompanii-«kazaxtelekom»-stroyatsya-na-osnove-bolshix-dannyx

Правовые нормы использования личных данных рассматриваются Ассоциацией больших данных Казахстана, куда входит и АО «Казахтелеком». Игра на рынке «новой нефти» требует определения правил, соблюдения всех норм, где учитываются интересы не только пользователей больших данных, но и тех, кто их предоставляет. Иначе можно получить сценарий Оруэлловской антиутопии. Еще одна проблема – кадровая: data-аналитика является одним из самых востребованных направлений в IT-индустрии, а специалисты data scientists и data analytics на рынке заслуженно стоят немалых денег еще и потому, что их пока не так уж и много.

«Казахтелеком» находится в их постоянном поиске, что при всем огромном опыте привлечения технических специалистов для HR телеком-оператора является задачей не из легких, ведь это новые специальности не только для казахстанского рынка, но и для мирового IT-сообщества. Обучение дата-аналитике началось совсем недавно, мировые инженерные ВУЗы начиная лишь с 2014 года обратили внимание на Big Data. Ранее данные собирались в большей степени для статистики, пока такие крупные корпорации как Microsoft, IBM, Oracle, EMC, а затем и Google, Apple, Facebook и Amazon не увидели в больших данных огромный потенциал. «Казахтелеком» пытается развить это направление не только во внутренней структуре, но и создать в стране условия для возникновения целого рынка Big Data, на котором затем могут появиться и другие игроки.

Читайте также